персонал |  Апрель 2012

Заставьте сплетни работать на вас

Сплетни и слухи вездесущи. Они не считаются ни со статусом человека, ни с его личными заслугами. Они неуловимы и бестелесны. Можно ли овладеть этой информационной стихией, чтобы уберечь себя и бизнес от ее влияния? Это сознательный или все-таки бессознательный процесс?

Заставьте сплетни работать на вас

Слух сплетне рознь

Исследования современных психологов и социологов утверждают: сплетни — занятие непредосудительное и во многом даже полезное. Как ни странно, с помощью сплетен мы усваиваем моральный кодекс, преимущественно негласные правила поведения в обществе: «Не выноси сор из избы». Умный человек никогда не станет обсуждать отрицательные черты своих близких с посторонними и тем самым умалять значимость своей семьи в глазах других. Сплетни же, сопровождаемые словами: «Поклянись, что никому не скажешь!», как правило, несмотря на клятвы, распространяются со скоростью молнии. Психологи предупреждают — это верный путь потерять давних и близких друзей, которые не простят, узнав, что именно вы сделали их тайную беду (речь, как правило, именно о негативных обстоятельствах) явной.

Больше сплетничают те, кто склонен представлять себя в более выгодном свете, даже не заботясь о том, чтобы их ложь выглядела более-менее правдоподобно. Более того, существуют профессии, в которых очень легко перейти тонкую грань между работой и собственно сплетней. В группе риска оказались специалисты, работающие с людьми: учителя, врачи, журналисты, социологи, психологи и на отдельном почетном месте — работники индустрии гостеприимства и питания. Наши предприятия посещают известные люди, и соблюдение конфиденциальности в отношении их личной жизни, гостей, друзей, событий — отдельное направление работы с персоналом. Крайне важно обучать, контролировать и пресекать все несанкционированные попытки распространения любой информации о проживающих и их гостях.


Хлебом не корми — дай поговорить

Иванна ТАБАЧНИКОВА,
генеральный директор
гостиницы «Дизайн Отель»

Огромную долю информационного пространства составляют обсуждения руководства и коллег. Даже если человек не дает повода, все равно найдется, что о нем сказать. Руководители и собственники бизнеса зачастую бывают сильно удивлены, случайно узнав ту или иную пикантную информацию о себе.

Попытки выяснить, откуда «растут ноги у сплетни», очень часто заканчиваются потерей лица. Поэтому большинство обсуждаемых предпочитают не обращать на это внимания. Да, менеджмент обсуждали, обсуждают и будут обсуждать. Но особо рьяно за вас возьмутся в двух случаях: если вы окружаете себя нимбом совершенства или ореолом загадочности. Это воспринимается как вызов, а слишком оберегаемая недоступность — как потенциальная опасность. Лучше играть роль, заготовленную вами лично (таких «масок» может быть несколько), чем постоянно «снимать» навешанные на вас ярлыки. На мой взгляд, самое главное в этом процессе — не давать людям повода рассуждать на тему личности, частных отношений и пр. Ведь наличие доказательств моментально превращает крупицу информации в снежный ком, и человек, особенно если он руководитель, стремительно теряет очки.

Опасны те виды сплетен, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение предприятия на рынке, его репутацию, количество клиентов и непосредственно на доход. На сегодняшний день, живя в мире доступной информации, трудно удержать «шило в мешке». Рейтинги открыты, люди могут свободно выражать свои мнения и претензии, сообщать о нарушениях. Потому крайне важно работать с этой «дополнительной» информацией, налаживать обратную связь с клиентами. Существует такой термин — «жалоба, как подарок». Мы узнали об ошибке, значит, можем ее исправить.

Отдельное внимание стоит уделить массовому информационному обмену внутри коллектива. Корпоративные сплетни касаются персональных характеристик, частной жизни, личностных предпочтений сотрудников или внутренних проблем организации. Они отвлекают людей от работы, провоцируют ненужную активность, снижают работоспособность и управляемость организации. Самая распространенная причина возникновения сплетен — непродуманная система занятости персонала. Если людям скучно, неинтересно или просто нечего делать, то активизируется желание обменяться мнениями, а параллельно «перемыть косточки» коллегам. Не менее благодатной почвой для возникновения разного рода слухов и кривотолков является недостаточность информации по тем или иным внутриорганизационным вопросам. Например, о возможных изменениях в структуре компании или эффективности работы предприятия и т.п.

Хуже сплетен только их отсутствие

Человеческую страсть к пересудам искоренить невозможно, значит, необходимо не только научиться сосуществовать с подобным явлением, но и использовать его себе во благо. Сплетни и слухи — не суть одно и то же. Как можно предотвратить разрушительное действие первых и умело управлять вторыми? Оскар Уайльд считал, что хуже сплетен о вас или бизнесе может быть только их отсутствие. Именно поэтому в некоторых компаниях существует практика: перед посещением контролирующих органов (пожарников, экологов, санитарно-эпидемиологической службы) сотрудники стараются не скрывать мелких нарушений, чтобы отвлечь внимание от более глубокого анализа, при котором могут обнаружиться действительно серьезные просчеты. Подобную тактику можно использовать и в деле управления сплетнями. Лучше уж подбросить пару своих вариантов и посмотреть, где информация будет «гулять» и в каком виде вернется к вам.

Сплетня — предмет весьма скользкий и неоднозначный. Во времена Старой Англии английское слово «gossip», которое сегодня переводится как «сплетня» или «сплетник (-ца)», означало мужчину, напивающегося с друзьями, или женщину, являющуюся другом семьи и помогающую во время родов. То есть данное понятие относилось к людям, вхожим в дом, обладающим определенной информацией о семье и при определенных обстоятельствах «делящимся» ею. Толковые словари современного русского языка определяют сплетню как «слух о ком/чем-либо, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях», а во многих зарубежных культурах под сплетней подразумевают сообщение вполне достоверной информации приватного характера, которая не должна была бы разглашаться. Собственно говоря, на обывательском уровне мы воспринимаем это понятие так же.

Слух — это информация, которая чаще всего передается по «сарафанному радио» для восполнения недостающих сведений, касающихся различных сфер жизни. Отличительная особенность слуха — отсутствие четкого источника информации и низкая доказуемость (или вообще бездоказательность).

Теперь обратимся к слухам. Как уже упоминалось, спонтанно они возникают в обстановке информационного вакуума и отсутствия обратной связи. Туманная или непоследовательная политика высшего звена менеджмента; ожидание перестроек, катаклизмов, перемен; непонимание действующих в организации принципов мотивирования персонала, правил поведения и построения взаимоотношений — все это является весьма благодатной почвой для рождения личных догадок и персональных теорий. И затормозить этот процесс смогут только осознание руководством просчетов и их исправление.  

Однако нельзя списывать со счетов некоторые положительные стороны владения неофициальной информацией. Коллекционируя слухи, можно получить весьма полезные сведения о положении дел в отрасли, расстановке сил на рынке, о работе конкурентов и т.д., а также составить довольно точную картину собственных слабых мест (это может касаться как организации в целом, так и конкретной личности). Слухи могут не только рождаться спонтанно, но и создаваться специально. При их помощи производятся даже своеобразные социологические исследования. Например, распространив информацию о каких-либо значимых изменениях в жизни компании, хорошо проанализировать отношение сотрудников к новшествам. Это даст возможность вовремя подкорректировать планы «перестройки» и подготовить почву для более лояльного восприятия перемен персоналом. С помощью слухов порой создаются мифы о компании: ее заботливом отношении к работникам, прогрессивной позиции, уникальности кадров, деловых качествах руководителей. Различные истории и небылицы постепенно становятся частью организационной культуры, своеобразной корпоративной легендой. Как видите, при взвешенном подходе, не лишенном здравого скептицизма и развитого чувства юмора, слухи из опасного врага могут превратиться в помощника и союзника.

  Так что слухи восполняют недостаток информации, а сплетни удовлетворяют амбиции любителей позлословить. И выполнение определенных правил безопасности позволит свести к минимуму возможный ущерб от злословия сослуживцев. Понимание механизмов появления и распространения слухов — важное условие управления этой своеобразной информационной политикой.

Опубликовано:
17/04/2012

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.
https://www.high-endrolex.com/3