ресторан |  Май 2018

Хлеба и зрелищ

Многофункциональные форматы нового времени. Новый проект Синиши Лазаревича Community на Космодамианской набережной

Хлеба и зрелищ

Ресторан «Турандот» устраивает театральные вечера, вслед за обласканным критиками и премиями пространством Community на Бадаевском заводе запустился проект WOW, который совмещает в себе ресторан, клуб, бар и dinner show. Многофункциональные форматы нового времени не боятся варьетешного флера и готовы побороться за гостя…

А в борьбе за гостя, как известно, все средства хороши. И почему бы не сделать так, чтобы гостю у вас было не только уютно и вкусно, но и не скучно? Именно поэтому ресторанные мультиконцепты возвращаются на гастрономическую арену, вооруженные и хорошим меню, и продуманной развлекательной программой. Эстетской, декадентской, «не для всех» — одним словом, модной.

Основа этого «нового» мирового тренда была заложена почти 100 лет назад, примерно в 30-х годах прошлого века, архитекторами-конструктивистами, мечтавшими о новаторских проектах, в которых объединялись бы зоны коворкинга (да-да, об этом говорили уже тогда!), рестораны и общепит, рекреационные, спортивные и образовательные пространства. Некоторые из них даже были реализованы, но не пользовались особой популярностью у публики, так как эта идея значительно опередила свое время. Слом ситуации произошел в конце XX века с приходом в нашу жизнь поколения миллениалов, отличавшихся иными, гораздо менее консервативными запросами, в том числе и в том, что касалось еды и ресторанов. С этого момента и началось активное открытие по всему миру комплексных проектов, которые объединяли под своей крышей не только рестораны, но и библиотеки, зоны коворкинга, концертно-театральные площадки. Пожалуй, одним из самых крупных (по размеру и размаху) подобных проектов стал Sony Center, выстроенный в 2000 году в Берлине известным архитектором Хельмутом Яном.

УНИКАЛЬНОЕ COMMUNITY

На сегодняшний день одним из лучших примеров отечественного мультиформата является новый проект Синиши Лазаревича Community на Космодамианской набережной. В нем объединены сразу несколько концепций: ресторан, театральная площадка, чайная комната, веранда, коктейльный бар и артпространство. Авторы проекта решили представить, что дело происходит в помещении бывшей библиотеки Московского Государственного университета дизайна и технологии, хотя уже никто не помнит, была ли она тут на самом деле. Бюро сестер Сундуковых, выступившее авторами дизайна проекта, максимально обыграло эту тему. Главный зал на минус первом этаже оформлен в виде огромной библиотеки со стеллажами с двумя тысячами старых и новых книг, которые в будущем планируют продавать. В зале «Библиотека» еженедельно проводят различные культурные мероприятия: театральные представления, поэтические вечера, встречи с писателями и выступления диджеев. Соседний с библиотекой зал — бар с 18-метровой стойкой, который работает до 5 утра.


C 1 мая мы открыли на улице шатер, что позволяет гостям располагаться на свежем воздухе и при этом не зависеть от капризов погоды. А с 15 июня запустим проект «Community-футбол» в коллаборации с одной из британских компаний.

Локация

У точки есть как свои плюсы, так и минусы. Летом из окон Community открывается шикарный панорамный вид на реку и расположенный практически напротив Кремль. А вот зимой гости оказываются в далеком Замоскворечье. Такая особенность локации значительно влияет на трафик гостей в зависимости от сезона, но, по словам основателей проекта, была изначально учтена в бизнес-плане. При этом был сделан расчет на то, что, так как Community в первую очередь гастрономическое место, гости будут приходить сюда за вкусной едой вне зависимости от количества солнечных лучей на улице. Что, похоже, и подтверждается.

Бюджет

Проект располагается на месте некогда популярного клуба Fabrique. Так как предыдущие владельцы не жалели средств на отделку и содержание заведения, то их преемникам многое досталось в практически идеальном состоянии — от вытяжек и систем кондиционирования до пожарной сигнализации. В связи с этим дизайнерам была поставлена задача по максимуму использовать все ценное из «наследства». В частности, удалось сохранить пол из натурального гранита, замена которого обошлась бы примерно в годовой бюджет проекта. Такое богатое «наследство» позволило примерно уполовинить стоимость запуска проекта. Еще одним из направлений экономии стало максимальное использование местных подрядчиков. Около 90% необходимой мебели и аксессуаров (столешницы, стулья, кресла, перегородки и т.д.) было изготовлено в мастерских Университета дизайна и технологии. Интерьер и правда получился впечатляющим и при этом по-домашнему уютным, судя по настроению гостей, которые проводят там время часами. За время двухчасового интервью с Синишей никто из гостей так и не ушел, лишь приходили новые…

В результате владельцы Community смогли уложиться в запланированный изначально объем инвестиций, реализовав при этом все задуманное. По объективным оценкам Лазаревича, растущий трафик гостей и расписанный на месяцы вперед лист разнообразных мероприятий (бизнес-митинги, after party книжной премии и творческие встречи писателей с читателями, театральные постановки и т.д.) позволят проекту выйти на самоокупаемость всего лишь через 2,5 года. Пока все идет по плану. Это говорит о том, что бизнес-проект был просчитан с учетом непростой ситуации усиления санкций и роста цен.

Для нынешнего, «кризисного» времени средний чек высок, но Джакомо Ломбарди объясняет его использованием лишь самых качественных продуктов, которые можно найти в Москве

Активности

О чайной комнате Community уже говорит вся Москва. Особенно те, кто ностальгирует по тайной чайной ресторана «Шёлк» — культовом месте Москвы нулевых. Здесь можно продегустировать коллекционные чаи (около 100 сортов), привезенные мастерами проекта с лучших китайских плантаций.

Artistic Space («Библиотека») — пространство, способное функционировать в различных форматах: площадка для выступлений писателей, актеров, лекторов; театральная сцена для реализации коллабораций с независимыми театральными проектами и музыкальных перформансов современной электронной музыки.

Библиотеку, которая в общей сложности пока насчитывает 14 тысяч книг, создавали вместе с одним книжным порталом и известным критиком Михаилом Визилем. Часть книг пришла в проект на хранение из библиотеки университета, другая — была закуплена специально под открытие. Кроме того, Community является посольством главной литературной российской премии «Большая книга» (www. bigbook.ru/), поэтому здесь постоянно проводятся after party — творческие вечера с писателями, чьи ценности совпадают с идеологией Community.

Гастрономия

Основную часть пространства Community занимает ресторан c авторской кухней от Джакомо Ломбарди. «Мы создали наше авторское меню с крутейшим поваром-итальянцем, который уже 8 лет работает в Москве, — прокомментировал свой выбор Синиша. — Мы называем наш стиль так — «московская свадьба Европы и Азии». Классические европейские рецепты в современных технологических обработках с упором на русские продукты. Можно сказать, что Ломбарди целый год холил и лелеял этот проект вместе с нами. Название Community само по себе и спровоцировало объединение нас всех в одно целое на клеточном уровне…»

Средний чек в ресторане — 2200 рублей. В будние дни из-за того, что до 18 часов действует скидка на все меню, средний чек опускается до 2000 рублей. Первое время поток посетителей был разнороден и пестр, но клиенты, недовольные отсутствием караоке и высокими ценами в меню, быстро отсеялись и остались только гости, которых все устраивало. «Причем их количество неуклонно растет, — комментирует Синиша, — а некоторые даже приходят в заведение по 3–4 раза в неделю».

Гости

Их можно условно разделить на несколько основных групп. Это и креативная молодежь, и образованный средний класс, и солидные бизнесмены, понимающие толк в напитках и хорошей кухне. И, разумеется, люди творческих профессий — литераторы, актеры, музыканты.

Для нынешнего, «кризисного» времени средний чек высок, но Джакомо объясняет его использованием лишь самых качественных продуктов, которые можно найти в Москве. Например, используется только мясо, проходящее двойной контроль качества. Ведь, как мы все знаем, главная проблема отечественного производителя — отсутствие стабильности результата.

Судя по развитию Community и трафику, проект получился весьма успешным. Хотя, разумеется, все точки над «i»
расставит время.

ОПЫТ — СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ

Непрост и тернист путь мультифункциональных заведений на отечественной почве. Приживаются далеко не все, да и у существующих не так все гладко.

«Арагви»

После двухлетней реставрации в 2016 году в столичном ресторане была предпринята попытка расширить функциональные возможности заведения. Благодаря большому количеству залов под единой крышей (помимо ресторана) оказался сигарный салон с камином, в зале «Театр» начало работать кабаре под руководством художественного руководителя театра «Практика» Эдуарда Боякова, а также винотека и многое другое. Но развлекательная компонента быстро сошла на нет, и кабаре закрылось. А не так давно владельцы сменили управляющую компанию.

«Турандот»

На базе ресторана несколько лет назад была создана «Академия Турандот» — плод сотрудничества Maison Dellos с Институтом артбизнеса и антиквариата, Artwin Gallery сестер Гоговых, антикварной галереей «Турандот Антик» и Международной школой этикета (ISE). Ее деятельность посвящена высокому искусству «умения жить» (Savoir Vivre): в рамках программы проводятся занятия по истории искусств, ужины-семинары по европейскому этикету, камерные концерты классической музыки, а также мастер-классы и дискуссии с экспертами арт-рынка. Все это превратило «Турандот» в настоящий интерактивный культурный центр. И, надо отметить, более чем успешный.

One Door Community

В 2015 году Дмитрий Левицкий открыл на месте закрывшегося бара «Куклы Пистолеты» пространство с баром, мясным рестораном Meat Puppets и барбершопом под общим названием One Door Community. Это пространство на Новослободской улице с одним общим входом составило около 900 квадратных метров. Несколько позже к ним присоединились мужская парикмахерская Barber Herman и пивная Fcking Craft Pub, а также магазин одежды Tweed & Stout. Что касается интерьера заведения, то к нему подошли «попитерски», то есть дизайну здесь не придают особого значения. После закрытия бара «Куклы Пистолеты» сделали лишь небольшой ремонт. Об успехе проекта говорить сложно, так как, несмотря на почти три года работы (согласитесь, это результат), ресторан и прочие сервисные проекты не могут похвастаться высокой посещаемостью.

ARGO

В прошлом году образовался еще один ресторанный кластер — мультифункциональное пространство с ресторанами, барами, ангаром для вечеринок и детским клубом на 2-й Звенигородской улице — большой многосоставный проект от Ованеса Погосяна (рестораны ARGO, Bruce Lee, детокс кафе-лаборатория GROOT), Снежаны Георгиевой и Камиля Неврединова. Расположенный в пяти минутах езды от Москвы-реки кластер предлагает гостям набор услуг, способный удовлетворить любые потребности и желания гостей. Здесь каждый найдет еду по запросу — и веганы, и адепты ЗОЖ, и любители жаренного на гриле мяса, и ценители замысловатых коктейлей.

WOW

Самое «свежее» столичное мультиформатное заведение обещает возродить эстетику и вернуть роскошь в московскую клубную жизнь. Dinner show — ужин, сопровождающийся полноценным вечерним представлением с театральными и цирковыми номерами — продолжает набирать популярность во всем мире. Хочется заметить, что в Москве этот формат никогда раньше не был воплощен в таком масштабе: территория WOW занимает свыше полутора тысяч квадратных метров и вмещает более тысячи человек. С наступлением ночи ресторан трансформируется в огромный клуб с DJ-сетами, реками шампанского и танцами до утра. Видели ночь, гуляли всю ночь до утра!

Опубликовано:
25/05/2018

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?
https://www.high-endrolex.com/3