Михаил Орлов: человек-идея
Михаил Орлов – человек-идея, человек-стиль, человек-успех. Золотой мальчик удачи, талисман индустрии развлечений Петербурга. Дориан Грей модной клубной индустрии, создавший за 19 лет блестящей карьеры промоутера и дизайнера более 40 успешных проектов.
Михаил Орлов запустит три новых проекта в Петербурге
Миша мало изменился за 7 лет, что мы знакомы: трехдневная щетина делает его чуть старше обычных "до сорока", прическу, которую он носит, французы называют "битвой волос" (les cheveux en bataille).
В квартире Орлова на Петровской набережной французские окна в пол, за ними – домик Петра и панорама Невы. Абажур с бахромой, ковер пастельных тонов, нарочито облупленный журнальный столик – отличная обстановка для беседы с дизайнером.
— Миша, Вам насколько я помню, еще нет 40…
— 39 с половиной.
— И когда Вы делали Ваш первый проект, Вам было…
— 21. Первым был "Конюшенный Двор". Всего их было около 40. Часть из них я делал как промоутер – до того, как мне исполнилось 33 – а потом стал пробовать заниматься дизайном. Первым проектом стал SpoonCafé на Большой Морской.
— Но по образованию Вы музыкант.
— Да, джазовый саксофонист, но до того занимался скрипкой. Учился в Мусоргского – потом, не закончив, ушел в шоу-бизнес, играть на саксофоне. Работал у Титомира, у Варум. В 21 год, когда мне это наскучило, стал промоутером. Тогда эта профессия только зарождалась. Поэтому мне, как первопроходцу, с одной стороны было сложно, а с другой – просто, ведь конкурентов почти не было. И мои первые проекты были очень популярны.
— Что интересней – сделать только интерьер, или вести проект полностью – от концепции до интерьера?
— Полностью интересно, но достаточно тяжело, потому что, когда ты открываешь место, ты должен в нем практически жить: следить за кухней, рекламой, сервисом, обживать интерьер… А у меня параллельно есть другие проекты… За 2011 год я их сделал семь: "Алые паруса", "Руставели", "Лимончелло", "Парккинг", "Ля Шапель", "Калифорния" на Крестовском, "Чипполино", "Магнолия"…
К сожалению, так и не открылся "Сен-Мишель" на Троицкой площади — из-за наших абсурдных законов, по которым все жильцы дома должны дать согласие на ресторан, даже если там 1000 квартир.
И демонстрации были, и главы администраций приезжали. Доходило до абсурда. Там, например, стекла в окнах на уровне тротуара были разбитые, можно было легко порезаться. А рядом дети гуляют, детский сад. Мы заменили стекла на новые. Назавтра приехала вся администрация Петроградского района, милиция, депутат Белоусов с камерами: "Как вы посмели?!" Мы говорим: "Так ведь тут дети, могут порезаться". А они в ответ: "Нужно было сначала согласовать с районом". Это ужасно бесит.
Чиновники чинят массу препятствий, и в этом месяце, кстати, снова все ужесточили. Боюсь, в ближайшее время закроется большая часть кафе и ресторанов…
— А вообще, интересно ли сейчас вкладываться в ресторанный бизнес?
— Надо знать, как и с кем открывать. Просто так, не обдумав все до мелочей, не надо — потеряешь деньги. Нужно найти ресторатора.
Кто-то идет в "Гинзу", думая, что это панацея. Но у "Гинзы" и так слишком много проектов. Уже нет прежнего подхода: например, испортилась кухня – ну и испортилась, никто теперь с этим не борется.
Нужно четко понимать, что ты хочешь сделать. Иначе очень легко потерять даже самый роскошный проект — так когда-то случилось с "Онегиным", а сейчас с клубом "Ля Шапель".
— Жаль, потрясающий был проект, все о нем говорили…
— Да, все говорили о возрождении клубной жизни Петербурга. А оказалось, что это было место одной ночи, одной вечеринки. Причем, все было отлично, хорошая публика, касса, но владелец решил, что кассу надо сделать побольше…
К сожалению, частенько приходится иметь дело с так называемыми силовыми коммерсантами. У них обычно нет ни вкуса, ни совести — зато куча денег и связей в администрации.
— А Вы не пытались убедить владельца, ведь столько было вложено сил…
— А зачем? Хозяин – барин. Конечно, жалко. Четыре месяца работы. Для меня не очень сложно открыть классное место — большой опыт все-таки. Но надо доверять, надо понимать. И нельзя строить клуб на последние деньги. Часто думают: "Вот у меня есть $300 тыс., я их вложу и заработаю". Возможно, что придется вложить еще $50-100 тыс. в его раскрутку.
— И хорошо бы Вас там подольше подержать…
— Да уж. А то, как только я ухожу… Сколько уже заведений так умирало – и ресторан "Академия", и тот же "Конюшенный двор", "Онегин".
— Но ведь им хватало ума пригласить Мишу Орлова, и они доверяли Вам проект…
— Они просто зовут того, кто больше на слуху. Того, у кого больше всего проектов. Большинство заведений умирают не потому, что перестают быть популярными, а потому, что тот, кто вкладывает деньги – самодур.
– Какие чужие проекты вас восхитили?
— Первый "Эскобар" и первый "Декаданс"… "Пробка" нравится.
— Как Вы сами можете охарактеризовать свой интерьерный стиль?
— У меня европейский подход к интерьеру: стараюсь не замечать местных тенденций. Я стараюсь не ориентироваться на местный вкус, что нравится в России или не нравится. Я всегда ориентировался на собственный вкус, хотя он тоже меняется.
Одно время я часто бывал в Париже – нравился французский прованс. Пожил в Нью-Йорке – другое. В Азии, в Гонконге – третье. И в мире тоже все меняется.
Я все время вижу новые вещи, которые меня вдохновляют. И по-разному их интерпретирую.
— Что главное в ресторане?
— Еда, атмосфера. Первое – еда. А атмосфера – это и музыка, и обслуживание, и интерьер.
Место расположения очень важно. Парковка, удобный подъезд, вид из окна, "фишка". И когда все это собралось воедино, можно открываться.
Как в "Пробке" — там все есть: обслуживание, атмосфера, отличная еда. У Арама (Мнацаканова – Т.И.) просто супер-талант, он как будто вообще не здесь вырос…
— Сейчас город ищет свой гастрономический символ…
— Конечно, это корюшка — чисто питерский продукт!
— Вы как-то следите за последними политическими событиями?
— Я несколько лет вообще политикой не интересовался: дескать, как идет, так идет, и вообще от меня ничего не зависит.
А сейчас на своих страничках в Фейсбуке, В Контакте, в Твиттере я выкладываю все самое интересное, новости, видео, все, что люди не видят по ТВ, но должны знать.
Конечно, это лишь малая доля того, что я могу сделать.
Беседовала Тамара Иванова-Исаева
Источник: ИА "Росбалт"
28/02/2012