концепция |  Август 2015

Гастрономия или бизнес

Быть модным или быть успешным? Лучший кофе в городе или сеть кофеен? Лучший бургер или сеть бургерных? Мнением делится Максим КОНОВАЛОВ, создатель ресторанного холдинга Welcome Group (Ижевск)

Гастрономия или бизнес

В этом году я почти целый месяц провел в США на стажировке. В группе было 20 человек из ресторанного и околоресторанного бизнеса из семи стран бывшего СССР. Почти каждый день, посещая в свободное от занятий время рестораны в Чикаго, Вашингтоне и Новом Орлеане, мы делились друг с другом опытом, рассуждали о тенденциях рынка и много спорили. Одна из самых частых тем наших споров — это соотношение гастрономии и бизнеса. Эксперименты, следование передовым тенденциям или масштаб бизнеса? Лидерство по качеству и вкусу или лидерство по рентабельности и охвату территории? Закрытие потребности клиентов в новом, остромодном или закрытие потребности рынка в ежедневной качественной еде?

 

Одни участники нашей группы целенаправленно искали исключительно остромодные рестораны с передовой кухней. Несомненно, мне как гостю, как туристу и как ресторатору были интересны и такие места. Но в то же время я с удовольствием посещал сетевой фастфуд, сетевые заведения формата casual dining, несетевые заведения на каждый день в формате comfort food. И если первые я оценивал с точки зрения вкуса и актуальности тенденций, то во вторых я подсматривал удачные бизнес-идеи.

 

Несомненно, существуют гости, готовые находиться в постоянном поиске, следовать за короткими тенденциями и постоянно экспериментировать. И на этом тоже можно строить бизнес, правда, с большим риском и коротким горизонтом планирования, а также, к сожалению, вряд ли крупный. В то же время на ежедневной качественной, но не столь остромодной еде строятся именно большие и устойчивые бизнесы. Объяснение, на мой взгляд, в том, что потребность человека в еде более базовая, нежели потребность в гастрономическом поиске и эксперименте.

 

Не секрет: чем крупнее становится бизнес, тем больше стандартизируются его блюда и напитки. И в этом одновременно и плюс, и минус.

 

C одной стороны, это некая гарантия качества и вкуса. Я до сих пор помню, как в какой-то момент после полутора недель в Китае искал глазами вывески международных сетей фастфуда. С другой стороны, это явная потеря статуса «самого лучшего» — бургера, кофе, пиццы, буррито и так далее. Разумеется, я имею в виду некий объективно качественный уровень еды в заведении и не сравниваю еду по принципу «можно или нельзя это есть».


Развитый рынок выглядит как треугольник, где вверху — прослойка гастрономических заведений с высокой кухней, а внизу — большой слой заведений на каждый день. А между этими слоями находятся заведения, которые из единичных превращаются в сетевые. Это превращение на самом деле — большой риск: можно потерять гостей-новаторов и при этом не приобрести массовую аудиторию.


И поэтому я думаю, что в какой-то момент времени многим рестораторам придется  задать себе вопрос: гастрономия или бизнес? Лучший кофе в городе или сеть кофеен? Лучший бургер или сеть бургерных?

 

Я не считаю, что стоит оценивать этот выбор с позиции «хорошо или плохо». Это просто разные модели бизнеса. И строиться они должны по разным принципам. Осознание своего пути, на мой взгляд, поможет не совершать лишних ошибок. м

 

Опубликовано:
17/08/2015

Рекомендуем

В фокусе

Ижевск, встречай! Информационная группа «Ресторанные ведомости» приедет с образовательным бизнес-проектом «G10. Рестораторы России. Опыт лидеров»

23-25 июля столица Удмуртии соберёт профессиональное ресторанное коммьюнити со всей России для обмена опытом и идеями ведения бизнеса.
В фокусе

ФУДМАШИНА и VII Ресторанный Экономический Форум: эксперты HoReCa и ритейла встречаются в Москве!

Крупнейший форум поставщиков, интеграторов рынка HoReCa, производств и ритейла ФУДМАШИНА и VII Ресторанный Экономический Форум соберут более тысячи участников на площадке Vinogradovo-Edge Moscow с 24 по 26 июня.
В фокусе

Ах, Самара-городок, встречай: едем с образовательным бизнес-проектом «G10. Шеф-повара России. Опыт лидеров»

28‒30 мая Информационная Группа «Ресторанные ведомости» едет в поволжский город с образовательным бизнес-проектом «G10. Шеф-повара России. Опыт лидеров»
В фокусе

Один из самых масштабных ресторанных экономических проектов этого лета: VII Ресторанный Экономический Форум

С 24 по 26 июня 2024 года в Москве на базе отеля Edge Vinogradovo-Moscow пройдёт VII Ресторанный Экономический Форум.
В фокусе

13-15 мая в кампусе Сколково пройдёт образовательный интенсив «Суперопердир. Как управлять ресторанными компаниями»

Это 1-ый уникальный интенсив для операционных директоров, управляющих и собственников ресторанного бизнеса.
В фокусе

«Два шефа — одна кухня»: сочетание вкусов и локальных культур на ужине в WineKitchen

16 марта 2024 года в ресторане WineKitchen состоится пятый гастроужин в рамках 2 сезона проекта «Два шефа – одна кухня» курорта Mriya Resort & SPA с участием амбассадор-шефа курорта Семёна Ленского и приглашенного бренд-шефа из Москвы Кирилла Бергера (AgalarovRest).
https://www.high-endrolex.com/3