Доставка еды. Цифры и факты

Прежде чем решиться на создание собственной службы доставки или заключить договор на обслуживание с крупным агрегатором, необходимо изучить актуальную аналитику

Доставка еды. Цифры и факты

Рынок доставки сегодня — один из самых перспективных ресторанных сегментов в России. Однако очень часто работа службы становится для рестораторов не точкой роста прибыли, а головной болью. Чтобы поддерживать доставку на должном уровне, требуется правильно выстроить логистику компании, а это выходит за рамки творческих экспериментов на кухне.

Наличие известных поваров, использование чистых фермерских продуктов или высокий уровень профессионализма сотрудников не становятся драйверами роста в доставке. Важнейшие задачи здесь — разработка сайта и приложения, содержание штата курьеров с диспетчерским отделом, поиск ответственных менеджеров, которые будут следить за слаженностью работы всех составляющих курьерской службы ресторана.

ТОЛЬКО В ГОРУ

Прежде чем решиться на создание собственной службы доставки или заключить договор на обслуживание с крупным агрегатором, необходимо изучить актуальную аналитику. Одна из самых авторитетных исследовательских компаний, в сфере интересов которой находится и индустрия питания, — интернет-проект «РБК Исследования рынков». В 2018 году его сотрудники собрали данные почти о 800 ресторанных сетях и провели социологический опрос среди 3500 респондентов для максимально точного измерения «средней температуры» по отрасли. Опираясь на данные исследования «Российский сетевой рынок общественного питания — 2018», можно сделать вывод, что рынок доставки готовой еды развивается в стране очень высокими темпами. По итогам 2018 года оборот доставки вырос на 15,5%, достигнув 131,5 млрд рублей.

ДИНАМИКА РОСТА РЫНКА ДОСТАВКИ ЕДЫ ЗА 5 ЛЕТ  


dostavka-edy1.jpg

При этом постоянно повышается доля сегмента доставки в общем обороте ресторанного бизнеса, несмотря на то, что в целом ситуация была сложной и за 2015–2016 годы объем рынка показал падение почти на 8%. И хотя в последние два года наблюдается тенденция к восстановлению, тем не менее ресторанный рынок пока еще не достиг докризисного уровня. Текущий оборот общепита сопоставим с показателем 2013 года.

И только доставка все это время демонстрировала устойчивый рост.

ДИНАМИКА РОСТА ДОСТАВКИ ЕДЫ В ОБЪЕМЕ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА 

dostavka-edy2.jpg


АГРЕГАТОРЫ VS ИНДИВИДУАЛЫ

Два крупнейших агрегатора — Delivery Club и «Яндекс.Еда» — активно утверждают свое присутствие не только в столице, но и в регионах. Пока существенное преимущество у Delivery Club, работающего в 97 городах, где сервис обслуживает свыше 7,5 тысячи ресторанов. «Яндекс.Еда» представлена лишь в 24 населенных пунктах страны. Но обе компании непрерывно расширяют свою сеть, и в ближайшей перспективе их показатели могут сравняться. По крайней мере, число подключенных к сервисам ресторанов — семь тысяч — у них практически одинаковое.

Что касается данных о наиболее успешных показателях этих агрегаторов, то у Delivery Club общее число курьеров с августа 2018-го по февраль 2019 года выросло в 5 раз, а у «Яндекс.Еды» с декабря 2017-го по февраль 2019 года объем заказов увеличился в 10 раз. Только в декабре 2018 года был сделан 1 млн заказов по всей России. Впрочем, согласно статистике, приведенной в квартальной отчетности Mail.Ru Group, еще в июне 2018 года число заказов на доставку в Delivery Club уже составляло 1,4 млн. на 88,6%. Отметим, что выручка оператора в сегменте delivery в 2017 году оценивалась в 1,8 млрд рублей.

Успехи «Додо Пиццы», Domino’s Pizza и аналогичных проектов демонстрируют сохранение интереса потребителей к доставке пиццы. Это блюдо из года в год удерживает свою позицию гастрономического лидера у россиян, заказывающих еду домой или в офис.

ПОШЛИ В РОСТ

Что касается прогнозов на 2019 год, то аналитики предполагают: ресторанный рынок за текущий период вырастет на 1,6%, его оборот составит 1,5 трлн рублей.

ДИНАМИКА РОСТА РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ  


dostavka-edy3.jpg

И здесь среди наиболее быстрорастущих сегментов значительное преимущество будет у доставки, где реальный рост составит 13,1% против 1,1% у кофеен и 1,9% у фастфуда. При этом основной фактор роста обеспечивается за счет удобства осуществления заказа доставки через интернет и мобильные устройства. Все больше потребителей переносят свои взаимоотношения с ресторанами в Сеть, предпочитая решать вопросы онлайн. Их интересы распределяются следующим образом:

ДОСТАВКА ЕДЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 


dostavka-edy4.jpg

ЦЕНА ВОПРОСА

Комиссия, которую получают агрегаторы, или себестоимость доставки тех, кто осуществляет ее самостоятельно, — коммерческая тайна. Пока рынок растет, большинство игроков старается закрывать глаза на рентабельность — важнее привлечь как можно больше новых клиентов. Комиссия «Яндекс.Еды» для самого заведения составляет в среднем 15–35% от чека. Ее размер формируется отдельно для каждого конкретного заведения и складывается из существенных факторов: чья логистика отвечает за доставку, каковы предполагаемые объемы заказов в месяц, осуществляют доставку курьеры ресторана или собственная служба «Яндекс.Еды» и т. д.

О тех же 35% комиссии ранее говорили и в Delivery Club, но там есть четкое условие: если ресторан или служба доставки пользуется услугами Delivery Club, но доставку осуществляет силами собственной курьерской службы, комиссия составляет 20%. Доход курьеров также отследить довольно сложно. В описаниях вакансий «Яндекс. Еды» указано, что курьер может зарабатывать до двух тысяч в день. Но по факту большинство пеших сотрудников обоих агрегаторов сходятся в том, что из вилки в 40–50 тысяч рублей в месяц выйти удается редко, даже с учетом чаевых. Водители с личным автомобилем зарабатывают больше, их зарплата стабильно составляет 3 тысячи рублей за смену.

mikaelian.jpgИнга Микаелян,
руководитель аналитической группы «РБК Исследования рынков»

«Росту рынка во многом способствуют действия самих операторов доставки. Компании ставят перед собой крайне амбициозные цели по развитию, стремясь к многократному увеличению оборотов за счет как расширения географии покрытия, так и агрессивного маркетинга, направленного на повышение узнаваемости сервиса и привлечение пула новых клиентов. Очевидно, что если компании продолжат активную политику скидок и спецпредложений при заказе через интернет, то в самое ближайшее время доля доставки в общем обороте общепита может увеличиться вдвое и достигнуть 20%. А значит, в обозримом будущем доставка продолжит оставаться локомотивом ресторанного рынка».

Опубликовано:
//

Рекомендуем

В фокусе

Нюансы бизнеса «готовых решений»

Профессионалы рассуждают о перспективах развития франчайзингового направления
В фокусе

Это не бистро и не кафе. Это – бар!

В России баров нет? Пока. Все ведь только начинается!
В фокусе

Функциональная упаковка для сервисов доставки еды

Качественная упаковка – гарантия того, что ваша продукция дойдет до потребителя в лучшем виде. Рассказываем, как подобрать оптимальную упаковку
В фокусе

Гёзы летних грез

Продукт массового потребления или искусство пивоварения
В фокусе

Самый жаркий союз лета

Полусекретный мексиканский бар выходит из тени
В фокусе

Рестораны как люди

Нужны ли реновации старым заведениям? Четыре совета от эксперта