франчайзинг |  Ноябрь 2014

Тенденции российского франчайзинга

Отечественный франчайзинг отличают две особенности: преобладание фастфуда, которое мы наблюдаем в течение продолжительного времени, и наметившийся недавно тренд на освоение нового направления — хостелов

Тенденции российского франчайзинга
Активное развитие фастфуда положительно влияет на весь российский франчайзинг, поскольку этот рынок движется вперед исключительно за счет западных технологий. В данном сегменте присутствует большое количество брендов из США, в меньшей степени — из Европы, но и те, и другие обладают колоссальным опытом в отрасли.

Некоторые американские концепции (Subway или «Макдоналдс») показывают в России высокую динамику, задают планку качества, являются примером, к которому стоит стремиться. Западные тренды приходят в страну каждый год. Новички 2014-го: международный бренд сэндвичей родом из Техаса — Schlotzsky’s, американская сеть пекарен Pretzelmaker, которую развивает пермская компания «Алендвик», нью-йоркские кондитерские Magnolia Bakery и т.д.

Хостелы также развиваются ударными темпами, в этом сегменте можно отметить такие сети, как Bear Hostels, Da!Hostel, «Кофехостел», «Достоевский». Совсем недавно в Москве открылся Privet hostel. Не все из них работают по франчайзингу, но это вопрос времени.

В остальном российский франчайзинг эволюционирует так же, как и в других странах: преимущества этой формы ведения бизнеса понимают все больше предпринимателей, растет число местных концепций. Если десять лет назад на выставке франшиз BUYBRAND Expo свои проекты демонстрировали в основном иностранные компании, а российских было всего 10–15 процентов, то в этом году соотношение почти противоположное: 30 процентов — иностранные участники, 70 — российские. Хотя справедливости ради надо отметить, что многие из отечественных экспонентов являются мастер-франчайзи зарубежных фирм. В целом тенденция очевидна: не только в Москве, но и в регионах франчайзинг становится распространенным способом продвижения брендов.


Виды и особенности франчайзинга

Приобретая франшизу, вы можете стать франчайзи или мастер-франчайзи. В первом случае вы получаете право открыть одну, а впоследствии две, три или больше точек, во втором — становитесь обладателем эксклюзивного права развивать данный бренд на территории определенного региона (города, страны, нескольких стран). Большинство западных концепций в России продвигают отечественные компании, купившие мастер-франшизы. У некоторых мастер-франчайзи есть право продажи в субфранчайзинг. В этом случае они несут ответственность не только за себя, но и за тех, кому перепродали франшизу. В итоге рядовой предприниматель, купивший франшизу на открытие проекта, общается либо с представителем франчайзера на данной территории, то есть с мастер-франчайзи, либо с головной компанией, которая находится где-нибудь в Колорадо, — в этом и заключается разница между обычной франшизой и мастер-франшизой.

Еще существует так называемый мягкий франчайзинг, в котором отсутствуют роялти и паушальный взнос. Этот вид бизнеса работает в основном в рознице, где вся прибыль «зашита» в стоимости товара.

Не так давно появился «обратный франчайзинг», его в последнее время продвигает Х5 RETAIL GROUP. Технология следующая: франчайзер передает франчайзи права пользования товарным знаком и комплекс исключительных прав на объект франчайзи, а также поставляет полный ассортимент товаров по агентскому договору. По итогам реализации товара франчайзер выплачивает франчайзи агентское вознаграждение.


Минимизация рисков

Предприниматель, собирающийся подписать франчайзинговое соглашение, должен узнать сроки окупаемости данной концепции, а также просчитать все свои расходы на первоначальном этапе, включая паушальный и маркетинговый взносы и роялти. Надо понять, как будут строиться отношения с поставщиками, то есть будет ли франчайзер жестко ограничивать франчайзи в выборе контрагентов и повлияет ли это ограничение на себестоимость продукта. Необходимо также поинтересоваться у франчайзера его планами: собирается ли он вносить изменения в основное меню, проводить модернизацию, связанную с дополнительными расходами для франчайзи и т.д. Если все учтено и просчитано, есть ответы на все вопросы, то риск, связанный с франчайзингом, минимален. Дальше, как и в обычном бизнесе, на первый план выйдут такие факторы, как местоположение, управление, кадры и т.д.


Проблемы и решения

В России традиционно существуют сложности с получением кредитов на развитие бизнеса. Если же мы говорим о сфере HoReCa, следует отметить еще и кадровые проблемы. Что касается сегодняшнего дня, то общая экономическая напряженность и нестабильность не самым положительным образом влияют на весь отечественный бизнес. Однако в непростые времена, когда все ищут точку опоры, франчайзинг становится еще более востребованным. Ведь франчайзинг — это присоединение к большому и сильному бренду с проверенными схемами, надежными и отработанными инструментами. Предприниматели это прекрасно понимают и начинают чаще вкладываться не в собственные стартапы, а во франшизы.

Франчайзинг в нашей стране регламентируется 54-й статьей Гражданского кодекса. Два года назад Российская ассоциация франчайзинга внесла в нее довольно существенные поправки, после чего она стала рабочим и адекватным инструментом регулирования взаимоотношений в данной сфере.

К сожалению, поддержки франчайзинга в России на государственном уровне не существует.


Популярные бренды

Сегодня на волне патриотизма все больше предпринимателей отдает предпочтение отечественным франчайзерам. Возможно, это связано и с некоторыми опасениями относительно того, стоит ли ввязываться в долгосрочные отношения с иностранным брендом в нынешней геополитической обстановке. Однако у бизнеса не должно быть национальности — все зависит от того, насколько грамотно прописано и реализовано франчайзинговое предложение, четко и профессионально осуществляется управление сетью. Именно на это и стоит обращать внимание при выборе франшизы. Нужно отметить еще один момент: по-прежнему наиболее актуальны концепции, не требующие больших вложений, быстро окупаемые франшизы, то есть, говоря об общественном питании, мы опять возвращаемся к сегменту фастфуда.


Перспективные регионы

Разумеется, наиболее привлекательны для бизнеса города-миллионники, но и конкуренция в них очень высокая. Исключение — Дальний Восток. Там есть где развернуться, ведь большинство западных концепций осваивают территории до Урала, а дальше не идут — слишком далеко. Так что этот регион имеет все шансы показать положительную динамику в ближайшем будущем.

Крым, разумеется, тоже весьма перспективен. Его будут развивать, причем очень быстро, а оперативно внедрить большое количество работающих технологий позволяет именно франчайзинг. Поскольку это туристическая зона, то первым сегментом, демонстрирующим рост, станет гостиничный бизнес, в том числе и хостелы. Вслед за ними подтянутся сфера услуг и общепит: кафе, рестораны, фастфуд. Ситуация в Крыму, конечно, непростая, но она привлекательна для предпринимателей.



Опубликовано:
30/11/2014

Рекомендуем

В фокусе

Ах, Самара-городок, встречай: едем с образовательным бизнес-проектом «G10. Шеф-повара России. Опыт лидеров»

28‒30 мая Информационная Группа «Ресторанные ведомости» едет в поволжский город с образовательным бизнес-проектом «G10. Шеф-повара России. Опыт лидеров»
В фокусе

Один из самых масштабных ресторанных экономических проектов этого лета: VII Ресторанный Экономический Форум

С 24 по 26 июня 2024 года в Москве на базе отеля Edge Vinogradovo-Moscow пройдёт VII Ресторанный Экономический Форум.
В фокусе

13-15 мая в кампусе Сколково пройдёт образовательный интенсив «Суперопердир. Как управлять ресторанными компаниями»

Это 1-ый уникальный интенсив для операционных директоров, управляющих и собственников ресторанного бизнеса.
В фокусе

«Два шефа — одна кухня»: сочетание вкусов и локальных культур на ужине в WineKitchen

16 марта 2024 года в ресторане WineKitchen состоится пятый гастроужин в рамках 2 сезона проекта «Два шефа – одна кухня» курорта Mriya Resort & SPA с участием амбассадор-шефа курорта Семёна Ленского и приглашенного бренд-шефа из Москвы Кирилла Бергера (AgalarovRest).
В фокусе

Победители профессиональной премии «Признание» получили подарки от партнеров проекта

20 февраля 2024 года в Центре Событий РБК состоялось красивое и уникальное событие – награждение престижной профессиональной премией «Признание» в области ресторанного бизнеса.
В фокусе

Короли ресторанного бизнеса сделали свой ход вместе с «Ресторанными ведомостями»

20—22 февраля в Москве на площадке Центра событий РБК состоялся VI Всероссийский Конгресс рестораторов ТОП-100 идей, трендов и решений «Ход короля». Отличительной чертой мероприятий данной серии является ярко выраженный образовательный вектор.
https://www.high-endrolex.com/3