законодательство |  Сентябрь 2019

Облокотясь на гильотину

Оценка регулирующих воздействий принимаемых законов

Облокотясь на гильотину

Думать, что Федерация рестораторов и отельеров России защищает лишь самых известных и крупных рестораторов страны, — большое заблуждение. Проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели в нашем бизнесе, системные и касаются каждого. Законодательство у нас в стране одно, и его правоприменение одинаково и для ресторана в центре Москвы, и для заведения на пять столиков в Находке.

В ЧЬЮ ПОЛЬЗУ?

Я не ошибусь, если скажу, что многие уверены, будто ФРиО — некий закрытый элитарный клуб, деятельность которого сводится к лоббированию интересов исключительно представителей крупного бизнеса. И только немногие из участников рынка, в основном те, кто стоял у истоков создания современного ресторанного бизнеса в России, понимали еще в 1990-е годы и знают сейчас, для чего предпринимателям нужна общественная организация. Зачастую бизнесмены стараются решать все свои вопросы на местах. А как решать? Платить. Всем: полиции, врачам, МЧС, Роспотребнадзору… То, что принято называть лоббистской деятельностью, в случае с нашей федерацией именуется ОРВ — оценка регулирующих воздействий принимаемых законов. ФРиО — общественная организация, объединяющая профессиональное сообщество и выступающая как эксперт во всех процессах. Мы говорим с законотворцами и регуляторами о том, к чему приведет принятие того или иного закона, который, с одной стороны, един для всех в части его исполнения, а с другой — должен иметь положительный эффект и работать на пользу государства и граждан России.

Считая выручку дня и планируя завтрашние закупки или расчеты с поставщиками, предприниматель должен понимать, что все действия федерального законодательства так или иначе сказываются на его деятельности как участника рынка. Часто встречающаяся в проектах законов формулировка «со стороны государства финансирования не потребуется» вызывает у меня вопросы: «А со стороны сообщества?», «А выгодно ли это государству?». И еще: «Может быть, сторонняя организация, а не государство получит какую-нибудь выгоду от предлагаемого закона?» Не секрет, есть законы, принимаемые в пользу третьих лиц. Это вроде камер, фиксирующих скоростной режим на дорогах, которые принадлежат частным организациям.

Приведу такой пример. Мне в ресторан пришел продукт со всеми сопроводительными документами и сертификатами, подтверждающими его качество. В законе говорится, что проверку может осуществлять любая независимая лаборатория. А мне Роспотребнадзор говорит: «Еще раз проверьте». Это, дескать, регламентируется положением о производственном контроле, который вводили, чтобы уменьшить контроль со стороны государства. И вполне понятна реакция бизнесмена: «Почему я должен тратить собственные деньги, отправляя получивший сертификат соответствия продукт на повторную проверку?» Потом возникает еще один вопрос: «На что это влияет?» На качество продукта — никоим образом. А вот на себестоимость — да. Причем напрямую.

Но если честно, очень немногие предприниматели сегодня думают о значении себестоимости в перспективе развития. Смотрят в будущее поквартально: «Давайте доживем до конца лета», «Давайте доживем до Нового года». А ресторанный бизнес с горизонтом планирования меньше десяти лет рассматривать вообще нельзя, это бессмысленно.

ЧИТАЯ МЕЖДУ СТРОК

ФРиО занимается лоббистскими вопросами профессионального сообщества с 1996 года. И у нас достаточно кейсов, про которые многие новые рестораторы даже не знают. Некоторые уже забыли, что была обязательная сертификация предприятий питания, которая вообще ничего не давала. Просто финансовый поток в сторону определенных компаний, которые могут осуществлять сертификацию. Мы ее отменили. Была хлебная инспекция — система, сохранившаяся еще с продразверстки. И когда в России начали открывать рестораны, приходили инспекторы и спрашивали: «Вы выпекаете хлеб? Лицензию будете получать? Вы должны с нами согласовать рецептуру». Это мы тоже отменили.

Что касается деятельности ФРиО сегодня, когда вовсю должна работать регуляторная гильотина, провозглашенная кабинетом министров и президентом, мы все равно на этапе обсуждения проекта того или иного законного акта пишем свои замечания и отправляем их в Минэкономразвития, которое проводит оценку регулирующего воздействия. И надо отметить, это министерство достаточно серьезно стоит на том, чтобы не мешать экономическому развитию. Минпромторг, курирующий нас с точки зрения ресторанного бизнеса, тоже помогает в этом. Но есть небольшой нюанс — чиновники. У них свой KPI. Они что-то должны делать и ставить себе галочки. Регуляторная гильотина введена во все ведомства, но KPI чиновников никто не отменял.

Мы общаемся с Аппаратом заместителя Председателя Правительства РФ, руководителем Аппарата Правительства Константином Анатольевичем Чуйченко. Он как раз отвечает за регуляторную гильотину. В одном из разговоров мы поднимали вопрос о том, чтобы, например, прекратить посещение ресторанов такими проверяющими организациями, как Роспотребнадзор. Но, поверьте мне, даже мы, люди изощренные, не могли подумать о том, что пришедший к нам на оценку регулирующего воздействия закон «О лекарственных средствах» будет содержать одну интересную вещь. Мы даже его не рассматривали, не читали, полагая, что он не имеет к отрасли никакого отношения. А там в конце написано, что «предприятия, выпускающие лекарственные средства, и предприятия общественного питания подлежат проверке без согласования с прокуратурой». В законе «О лекарственных средствах»! Это нормально? И это не опечатка, а просто злой умысел.

ДЕНЬГИ В ТРУБУ?

Самая одиозная вещь — старые санитарные правила, которые перешли в сегодняшний день из времен царской России и за эти годы из четырех пунктов разрослись до трехсот. Я понимаю, правила, написанные в конце 1920-х, когда свирепствовали холера и тиф, содержали определенные санитарные требования. В 1933 году Н. А. Семашко организовал санитарную инспекцию. После этого правила больше не пересматривались. За окном XXI век, а санитарные врачи все продолжают контролировать производство, как будто это государственные предприятия. Контролируйте на выходе готовую продукцию — вот тогда все будет понятно. А решение о том, как сделать, чтобы на предприятии соблюдали чистоту и не было бактерий, отдайте самому предпринимателю. Это его реноме. Но нет: холера, тиф, Семашко и 300 пунктов санитарных правил для государственной системы общественного питания, разработанных в стране, которой больше нет.

Еще? Система очистки выброса. У нас в правилах есть только один способ: труба воздуховода за конек крыши. Другого, альтернативного, нет. Ресторан на первом этаже многоэтажки. Как только ты ставишь трубу по-другому, тебе говорят: «А за конек? Штраф, и на 90 дней закрыть». Понятно, что это одиозная история, но у нас пока других нет. Только такие.

А что делать с санитарными правилами? Оставить их, чтобы врач приходил к тебе дозором на производство? Но что это дает? Контакт с врачом. Значит, возможность коррупции. Давайте сделаем так, чтобы это отсечь. Не надо никуда заходить, просто купите с раздачи продукцию и отправьте на анализ. В рамках «контрольной закупки», которая сегодня по закону разрешена. Но тут возникает новый вопрос: нет независимых лабораторий. Врач отправил продукцию в лабораторию, которой он сам выдал лицензию. Как оспорить результат такого анализа? Следовательно, у предпринимателя должна быть возможность независимой экспертизы, а независимых нет. Все равно разрешение на деятельность лабораториям дает Роспотребнадзор. Сами пишем законы, сами себя проверяем. Все это коррупция. Собирают штрафы, а потом средства, остающиеся в местном бюджете, направляют на зарплату чиновников.

Вот такая у нас гильотина. Медленная и не рубит. Почему? Потому что нужно написать законодательные акты и правила, соответствующие сегодняшнему дню. Сейчас создаются рабочие группы при правительстве, куда в числе прочих войдет и ФРиО. Я на всех заседаниях говорю: «Советское правительство полностью отменило законодательство Российской империи и начало писать его снова. Так давайте все отменим и тоже начнем писать. Так будет правильнее». А исправлять — это как взять старые «Жигули», приделать фары, покрасить по-новому, молдинги какие-нибудь навесить и кенгурятник от джипа. Но внутри-то все старое.

Сейчас продолжается борьба с курением, хотят запретить в ресторанах электронные сигареты. И ставится вопрос ответственности за то, что у тебя в заведении человек закурил электронную сигарету. За это ответственность несет ресторатор, и его будут штрафовать. Но ведь это примерно то же самое, как штрафовать владельца платной дороги за то, что водитель на этой дороге превысил скорость.

Опубликовано:
06/09/2019

Рекомендуем

Менеджмент

Если хотите увеличить выручку

Техники влияния на прибыль через управление сервисом
Рекомендации

ФРиО — дорога к успеху

Непрерывное образование — тренд в индустрии гостеприимства
Рекомендации

Не экономить, но считать

Как управлять расходами в ресторане?
Рекомендации

Ресторан нерентабелен? (часть 2)

Закрываемся с толком, с чувством, с прибылью
Маркетинг

Гостецентричный проект выживет!

Почему customer experience вошел в нашу жизнь?
Менеджмент

Управление качеством услуг

Секрет успеха в ресторанном бизнесе