Декабрь 2013

Репутационные риски

Миронов Сергей
Ресторатор, основатель ресторанов «Мясо & Рыба», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы
Не так давно наша компания получала кредит в банке на открытие нескольких новых ресторанов. В момент подписания документов я обратил внимание, что далеко не все вчитываются в то, под чем собираются поставить свои автографы. И я задумался: если документы подписываются не глядя, что может произойти в результате? 

Мы читаем договоры, согласовываем формулировки и условия, вставляем и убираем пункты. А потом появится лишняя подпись в приложении или в товарных накладных вместо актов приема. Это может в корне исказить результаты достигнутых договоренностей или, что гораздо хуже, возложить дополнительные обязательства на ресторатора. Вы подумаете, что это маловероятно. Компании, с которыми мы договорились и которых искренне считаем своими партнерами, не пойдут на такие аферы в духе начала 1990-х. И не потому, что с тех времен сильно окрепла мораль, а потому, что репутационные риски сейчас что-то значат и пренебрежение ими в высококонкурентной среде равносильно самоубийству. Вы ошибаетесь. Расскажу вам вполне конкретный случай. Речь пойдет о компании «Драфт экспресс», занимающейся дистрибуцией пива.

На сайте Арбитражного суда города Москвы поисковая система выдает информацию, что только с начала 2013 года эта компания подала более пятидесяти исковых заявлений к различным организациям. И суммы требований значительны. В некоторых случаях до полумиллиона рублей. Суть этих претензий в следующем. Оказывается, что оборудование, которое дистрибьютор устанавливал в рестораны для реализации пива, было приобретено у него. То есть дистрибьютор продавал системы для разливного пива и пивные холодильники для бутылочного, о чем свидетельствуют товарные накладные, где указана стоимость этого оборудования. А им по непонятным причинам его никто не оплачивал. По меньшей мере это странно, ведь пивные компании всегда бесплатно устанавливают аппаратуру для реализации своей продукции. Несмотря на кажущуюся абсурдность этих претензий, суд может принять их сторону. Даже если у вас сохранились договоры, в которых было указано, что данное оборудование предоставлено вам в пользование безвозмездно, пивная компания утверждает, что по этому договору его вообще не поставляли. В подписанных товарных накладных в графе «Покупатель» значится ресторан, и техника была продана по обычному договору поставки, в котором в параграфе «Предмет договора» помимо собственно пива есть еще формулировка «И другие товары». Так вот это они и есть! И если отсутствуют акты возврата этого оборудования или вы еще не успели его вернуть, то вас могут обязать заплатить за повидавшие виды холодильники как за новые, по полной стоимости.  

Есть еще один вид претензий. Разливное пиво поставляется в возвратной таре — кегах. И у этой возвратной тары есть немалая стоимость — 4500 рублей за бочку. В накладной на поставку пива указывается, что помимо самого напитка ресторанам было передано еще и энное количество тары, а документы на возврат бочек оформлялись на месте водителем-экспедитором на бумажной накладной. Так вот, компания подает иски о том, что им якобы не вернули большое количество бочек, в расчете на то, что такого типа накладные хранят единицы ресторанов. Тем более за несколько лет работы. И это, к сожалению, правда. А вот дистрибьютор в свою очередь в подтверждение может предоставить накладные, где указано, что рестораны эти бочки получали, о чем свидетельствуют печати принимавших организаций и подписи ответственных лиц. Такая же ситуация и по газовым баллонам. И все это притом что при расторжении договоров всегда проводились сверки долгов и за организациями ничего не числилось. Но документальных свидетельств этого практически ни у кого нет. Максимум — электронная переписка менеджеров, а в большинстве случаев просто устная договоренность. Но для суда такого рода доказательств не существует. Только документы, заверенные печатями и подтверждающие факт возврата тары. 

В итоге какие-то рестораны предоставили сохранившиеся у них акты сверок и возвратные накладные, кому-то лишь частично удалось снять претензии. А некоторые вынуждены были заплатить по полной программе. Вот, например, случай с одним рестораном, с которого суд взыскал немалую сумму. На этом объекте действуют два юридических лица, принадлежащих одним и тем же людям. Логистика и служба заказа едины, и бочки по накладным приходили на обе фирмы одновременно. А возврат для простоты и по недосмотру заведения оформлялся только на одну организацию. В итоге на одной организации образовался излишек, а на другой — огромная задолженность. Поэтому возвратные накладные они предоставить не смогли. 

Все это больше напоминает некое масштабное и спланированное мероприятие, когда компания за наш с вами счет пытается поправить свои дела, которые идут, по всей видимости, не очень хорошо (раньше она была дистрибьютором завода «Эфес», но по каким-то причинам договор расторгли). Или вообще хочет уйти с рынка и всеми силами пытается по-быстрому «срубить» денег. В результате ресторатор, заключив договор и получив маркетинговый бюджет, может по недосмотру своих сотрудников после расторжения этого договора вернуть в несколько раз большую сумму. И самое интересное в том, что оборудование и возвратная тара, которые в денежном эквиваленте требует вернуть эта компания, не являются их собственностью. Они принадлежат компании «Эфес». А в «Эфесе», как выяснилось, понятия не имеют про все эти судебные разбирательства. 

Мы обсуждаем глобальные вещи: объемы закупок, стоимость и прочее, скрупулезно вчитываемся в договор, правим его и редактируем. А «мелкие» вопросы (корректность оформления отгрузочных накладных, возврат тары и оборудования, хранение документальных подтверждений этих перемещений) оставляем на откуп наших сотрудников. И вот, к сожалению, каков бывает результат. Можно только посоветовать быть внимательнее, постараться не упускать из виду подобного рода проблемы и еще более тщательно подходить к выбору партнеров. И самое главное — приучите ваших работников вникать в суть договоров и документооборота и ни в коем случае не ставить подписи под документами, которые они не прочитали. Даже если их даете им вы. Так развивается дисциплинированность. И это может предотвратить много проблем для ресторана. 


Опубликовано:
03/12/2013

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.