Комплимент от ресторана: развлечение и прибыль

Во многих ресторанах комплименты находятся в тени. Такой подход требует пересмотра

Комплимент от ресторана: развлечение и прибыль

В ресторанном обиходе слово "комплимент" означает маленькое, буквально "на один зубок", угощение от шеф-повара, предшествующее появлению заказанных гостем блюд. Во Франции его называют amuse de bouche, что в переводе означает буквально "развлечение для рта". Комплимент превратился в традицию в 50-е годы прошлого века, когда в ресторанах класса fine dining стали повсеместно угощать посетителей чем-то "вкусненьким и аппетитным" перед началом обеда. 

Как ресторану не потерять на комплименте


МЫ И ОНИ

 

Сегодня в Европе комплименты – это неотъемлемый атрибут ресторанов со средним чеком $40–50. В России amuse de bouche – также привилегия ресторанов класса "люкс". Однако есть и различия. К примеру, если в Европе для владельцев дорогих ресторанов вводить комплименты так же естественно, как и менять скатерть, у нас каждый ресторатор индивидуально решает, будут ли в его заведении предлагать комплименты. Европеец, приходя в ресторан fine dining, автоматически ожидает amuse de bouche; если его нет, гости остаются разочарованными и между собой обвиняют хозяина заведения в элементарной жадности. Не исключено, что они больше сюда не вернутся. Гости московских ресторанов пока не столь подкованы, и не только не ждут комплиментов, но иногда даже пугаются их. До сих пор случается, что комплимент вызывает подозрение и даже раздражение: гость уверен, что ему пытаются "впарить" нечто, за что потом заставят платить.

Как ресторану правильно создать комплимент? Инфографика

Еще одно отличие – в Европе комплименты предлагаются, прежде всего, в ресторанах европейской кухни, гораздо реже – восточной. У нас amuse de bouche вводят, чтобы "поддержать марку" ресторана, независимо от направления кухни.

 

 

Тейк СЯО
шеф-повар ресторана китайской кухни "Вертинский"

В Лондоне комплименты больше приняты в ресторанах европейской кухни, нежели восточной, в силу сложившейся традиции – все-таки комплимент родился в Европе. В Москве комплименту придается более статусное значение, поэтому его вводят в тех ресторанах, чьи владельцы хотят подчеркнуть высокий уровень заведения.

 

 

ЗАЧЕМ ЭТО?

 

  • Во-первых, чтобы возбудить у гостя максимальный аппетит, чтобы он заказал как можно больше блюд.
  • Во-вторых – чтобы занять гостя в перерыве между заказом и подачей блюда.

 

 

Сергей ОКУЛОВ
су-шеф ресторана "Ваниль

В ресторане высокой кухни приготовление заказа всегда требует больше времени, чем в обычном кафе, где часто используют полуфабрикаты. Поэтому, чтобы клиент не томился ожиданием, не скучал и не раздражался, его развлекают комплиментом.

  • Третья роль – представительская. Комплимент подчеркивает внимание, особое отношение ресторана к гостю. Новичка комплимент знакомит с кухней ресторана, представляет ему шеф-повара. У постоянного же клиента вызывает ощущение "домашности", чувства, что в этом месте он не чужой. Приятное чувство, не так ли?

 

 

ХОРОШИЕ ПРИМЕРЫ ЗАЧЕМ ЭТО?


Главное, комплименты должны быть легкими – не жирными и ни в коем случае не сытными, ведь они нацелены на то, чтобы возбуждать аппетит, а не утолять его. Поэтому и продукты следует использовать не особенно калорийные. В демократичном заведении будут уместны, например, наколотые на палочку маслины и сыр, ветчина и овощи; в более дорогом ресторане шеф-повар, наверное, сделает что-то авторское. Летом предпочтение отдается совсем легким блюдам – это может быть просто кусочек дыни, политый медом с лимонным соком, с анисом. В Италии в качестве комплиментов распространены мини-пиццы или брускетты, в Испании – разнообразные тапас, в Германии – тыквенный суп и рыбный тартар, в Австрии – крохотный венский шницель, в Греции и на Кипре – фета с овощами. Если следовать национальным традициям, то в Москве в этом качестве неплохо смотрелась бы икра, однако – слишком дорого. Впрочем, иногда используют и ее – например, в ресторане "Годуновъ".

 

В очень дорогих европейских заведениях порой подают целую серию комплиментов. 

 

 

Камель БЕНАМАР
шеф-повар ресторана Casual

Серия комплиментов может выглядеть так: суп, салат, канапе, рыба, овощное пюре и какой-нибудь интересно обыгранный фрукт – дыня, ананас. Но чтобы люди не наедались, порции совсем крошечные – каждого блюда граммов по 10-15, не больше.  

 

 

МИЛЫЕ СЕРДЦУ ВЕЩИЦЫ

 

Общего ответа на вопрос, как часто нужно менять комплименты, не существует. Одни считают, что комплименты нужно менять часто, раз в 2–3 недели, и независимо от основного меню. Другие предпочитают менять сезонно, несколько раз в год, параллельно с основным меню. Третьи придерживаются мнения, что комплимент – это часть имиджа шеф-повара, вроде его визитной карточки, поэтому его менять не надо вовсе.

 

Сергей Окулов предпочитает менять комплименты примерно раз в месяц. Он чередует разные блюда и продукты, таким образом, создавая элемент интриги. Летом он предлагает огуречный суп, гаспачо – отличные лекарства от жары. В сентябре их заменяют белые грибы, обжаренные в сливках с зеленью. Затем наступает очередь лосося, обжаренного и завернутого в дайкон, с пюре из сельдерея. Потом, возможно, появится рулет с начинкой – к примеру, рулет из цуккини с начинкой из крабов.

 

В Casual комплименты меняют чуть реже – примерно раз в сезон. Если же чувствуется, что гости к комплименту "прикипели", его оставляют еще дольше.

 

— "Сейчас мы предлагаем в качестве amuse de bouche свежий козий сыр с кайенским перцем, и посетители в восторге. С одной стороны, уже пора бы и поменять, с другой – гости очень довольны, поэтому я не спешу. Хотя подумываю о том, чтобы ввести треску, обжаренную в сухарях, с карри и соусом тартар", – делится Камель Бенамар.

 

Некоторые почти не меняют комплименты – и это тоже вполне допустимо. Здесь важно найти успешную формулу вкуса, и тогда комплимент может стать фирменным знаком ресторана. В "Вертинском" постоянно подают обжаренный картофель с горстью мелко нарезанных овощей – капуста, морковь, лук, с восточными специями и заправкой.

 

— "Всем так нравилось это угощение, что, когда я решил его изменить и предложил вместо него овощи-темпура, гости как один стали спрашивать: а куда же делась прежняя "закусочка"? И я вернул этот комплимент, теперь меняю лишь один какой-нибудь ингредиент – к примеру, белокочанную капусту заменяю китайской, салатом или свежим огурцом", – рассказывает Тейк Сяо По.

 

 

ЦЕНА, ВЕС И ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ

 

Комплимент обычно весит 20–30 г. При этом основного продукта (рыба, морепродукты, грибы и т.д.) должно быть около 5–12 г. Остальное – это овощи, пюре, тосты, соусы и т.д. Чаще всего комплимент обходится не дороже 1 доллара, но не дешевле 50 центов.

 

Не обязательно готовить комплименты из самых дорогих продуктов. Главное – вкус, а не цена. Можно чередовать комплименты дорогие и не очень: в один месяц ограничиться овощным супом-пюре с гренками, а потом предложить гостям салат с рукколой и креветками. По словам Сергея Окулова, самый недорогой комплимент, который он делал в "Ванили", был мини-круассан с беконом, самый дорогой – тунец в специях.

 

— "При этом круассаны шли на ура, а вот тунца поняли не все. Некоторые гости говорили даже, что его надо "дожарить", – улыбается Сергей Окулов.

 

Иногда посетители просят добавки. В этих случаях поступают по-разному – или приносят бескорыстно, или все-таки включают добавочные порции в общий счет. Важно не забыть сказать об этом гостю.

 

Комплимент должны приносить очень быстро. Поэтому необходимо заранее рассчитать, сколько примерно гостей придет в течение дня, и уже с утра подготовить соответствующее число закусок – так советуют делать все шеф-повара.

 

— "В европейских ресторанах, где принято подавать комплименты сериями, на кухне даже есть специальный работник, ответственный за их приготовление", – рассказывает Камель Бенамар.

 

 

ДА ИЛИ НЕТ?

 

И все-таки – нужен или не нужен комплимент ресторану? Проще говоря, окупается ли он? Все специалисты в один голос утверждают, что да.

 

— "Это простая арифметика, – говорит Ролан Шанльо, французский шеф-повар и ресторатор. – За вечер пришло 50 гостей. Затраты на 50 комплиментов – примерно 25–35 евро. Зато вероятность, что минимум половина из этих 50 гостей вернется, как и уверенность, что все гости отзовутся о заведении в похвальном тоне, заметно возрастают".

 

А Джеймс Вулдриджсон, владелец лондонского ресторана Flowers, смог однажды по воле случая более или менее точно подсчитать прибыль от комплиментов:

— "Из-за семейных проблем мой шеф-повар срочно уволился, два месяца мы работали без него. Нам пришлось временно отказаться от комплиментов, и прибыль упала примерно на 15 процентов. Когда я нашел нового шефа, он опять ввел комплименты, и сумма заказов постепенно возросла на 20 процентов. Таким образом, целесообразность amuse de bouche я невольно проверил на собственном опыте".

 

Похоже, на комплиментах экономить не рекомендуется. Зато, по всей видимости, это единственная область ресторанного дела, где можно заработать на затратах.








Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.