Встречают по одежке?
Интервью при приеме на работу — пан или пропал
Первый этап пройден, вас пригласили на интервью. Ура! Но расслабляться рано, ведь, пожалуй, осталось самое сложное.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». Другими словами, на собеседовании вы должны быть лучшей версией себя. Конечно, не стоит изображать того, кем вы на самом деле не являетесь. К примеру, повязывать непривычный для вас галстук, который не дает дышать, делать мужской маникюр, если вы его никогда не делали, или идти к визажисту для того, чтобы нанести дневной макияж. Главный совет — будьте собой. И если все же перед вами стоит большой вопрос, что надеть, самый простой и беспроигрышный вариант для мужчин — белая рубашка, пиджак и джинсы/брюки с туфлями, для женщин — платье чуть выше колена. Даже если такой внешний вид покажется вашему будущему работодателю «слишком вычурным», ничего страшного, в результате он лишь сделает вывод, что вы очень старались. Важно также помнить об основных этапах подготовки к собеседованию:
-
прочитайте описание вакансии (чтобы на интервью вы могли оперировать изначальными формулировками), а также ваше сопроводительное письмо;
-
изучите свежие новости о рестораторе и его ресторане / ресторанной группе;
-
если вы знаете, с кем конкретно у вас будет проходить интервью, проверьте профиль собеседника в социальных сетях, возможно, вы найдете общие темы для разговора.
АУДИО- ИЛИ ВИДЕОИНТЕРВЬЮ
Если ваш работодатель находится в другом городе, скорее всего, первое интервью будет проходить по телефону или по видеосвязи. Если работодатель или рекрутер позвонил вам в неудобное время, просто попросите его перезвонить позже.
Вы должны быть готовы к разговору, находиться в тихом месте, ничто не должно отвлекать вас. Согласившись поговорить, вы должны уделить максимум внимания вашему собеседнику, иначе он может подумать, что вы не заинтересованы в вакансии.
Видеоинтервью — это почти то же самое, что и живой разговор. Разница лишь в способе его прохождения. Помните, вы должны быть опрятно и по-деловому одеты, находиться в приличном месте (чтобы сзади был соответствующий фон), внимательно слушать собеседника и отвечать на его вопросы.
Случай из практики. Достаточно известный шеф-повар, специалист по русской кухне с опытом работы на телевидении, претендовал на место бренд-шефа в пятизвездочном отеле. Вакансия предполагала высокую заработную плату, бесплатные проживание и перелеты домой, служебную машину и т. д. Так как отельер находился в другом городе, было принято решение организовать скайп- интервью рано утром. Шеф-повар был одет в белую футболку, вел разговор, развалившись в кресле, время от времени поглядывая в свой телефон. Естественно, до следующего тура его не допустили.
ЖИВОЕ ИНТЕРВЬЮ
Если вам назначили собеседование в головном офисе компании, выезжайте заблаговременно. Но на месте лучше быть не ранее чем за 15 минут. Если же вы встречаетесь прямо в ресторане, смело приезжайте хоть за два часа. Тогда у вас будет возможность оценить место будущей работы, проследить за ситуацией в зале, подметить плюсы и минусы организации обслуживания и подумать, как бы вы наладили процесс. За пять минут до начала собеседования попросите официанта (с улыбкой!) предупредить интервьюера о вашем приходе. И запомните, говорить о минусах, которые вы только что увидели, стоит, только если у вас спросят! Можете сильно не углубляться, достаточно озвучить два-три момента.
Случай из практики. На собеседовании с известным ресторатором управляющая произвела на него очень хорошее впечатление. У нее был богатый опыт и отличное резюме. На вопрос, нравится ли ей эта ресторанная группа и хотела бы она здесь работать, она ответила, что в целом компания хорошая, но есть масса минусов. И в течение следующих 30 минут претендентка на вакансию всячески критиковала компанию: в ход пошли и слухи, и наблюдения, которые сделали ее знакомые. Как вы понимаете, работу она не получила. Предполагаю, что дело было не в том, что ресторатор не воспринимал критику, а в том, КАК она была преподнесена. А ведь достаточно было помимо минусов предложить и варианты решения проблем.
Зачастую собеседование в ресторанной сфере проводит ваш будущий непосредственный начальник или HR-специалист. Поэтому так важно произвести благоприятное впечатление, которое, как известно, формируется в первые пятнадцать секунд общения. Давно замечено: для того, чтобы расположить к себе собеседника, нужно дать ему минимум три «психологических плюса» (это касается и окончания встречи). Например, улыбка, благодарность за то, что собеседник согласился с вами встретиться, и в качестве последнего штриха — восхищение рестораном / ресторанной группой / самим ресторатором (тут вам помогут ваши знания свежих новостей, которые вы почерпнули из указанных ранее источников). Если восхищаться нечем, то и двух плюсов будет достаточно. Иначе комплимент покажется неискренним и сойдет за издевку.
КАК ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ
Если у вашего интервьюера в руках список заготовленных вопросов и он читает их по бумажке, то, вероятнее всего, этот человек не так много знает об открытой для вас позиции. Либо он может быть суперинформированным, но просто не умеет проводить интервью. В обоих случаях используйте возможность направить разговор в нужную вам сторону, например, скажите: «Знаете, я делал что-то подобное на предыдущей работе и разрешил ситуацию следующим образом…» Далее опишите достижение, которое будет релевантно для новой вакансии.
Все уже давно заучили, что на вопрос: «Какая у вас самая большая слабость?» — надо отвечать: «Я очень много работаю». Не будьте голословны, старайтесь всегда оставаться искренними, ведь рано или поздно ложь раскроется. Если же вы не готовы ответить на тот или иной вопрос, не замыкайтесь в себе. В конце концов, вы можете сказать, что, к сожалению, не знаете, как ответить, но знаете, у кого спросить. Вот как лучше отвечать на самый распространенный вопрос во время интервью на различные должности в ресторанном бизнесе:
ПОЧЕМУ ВЫ ХОТИТЕ У НАС РАБОТАТЬ?
Правильный ответ |
Неправильный ответ |
Получение опыта |
Высокая заработная плата |
Развитие навыков |
Удобное месторасположение |
Перспективная компания |
Семейные обстоятельства |
КАК ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Миф о том, что кандидат не может задавать вопросы на собеседовании, не более чем миф. Конечно, может и должен! Вы профессионал своего дела, продаете себя и хотите знать, что вам предстоит на будущем месте работы. Поэтому не сдерживайте себя и спрашивайте обо всем, что вас интересует. Таким образом, вы будете знать, к чему готовиться, и оговорите все условия работы «на берегу». К примеру, если вы претендуете на топовую позицию, уточните у ресторатора, зачем он открывает ресторан. Если ответ будет вроде «для себя/жены/друзей», то с вероятностью 99,9% ресторан закроется в первый год своего существования. Хотите ли вы работать в таком заведении или нет — решать вам.
КАК ЗАКОНЧИТЬ ИНТЕРВЬЮ
Случается, на собеседовании вы вдруг понимаете, что вакансия вам не подходит. Помните: встречу нельзя прервать просто так. Постарайтесь быть предельно тактичными и не высказывайте свое мнение потенциальному работодателю в лоб.
Если вам не терпится узнать результат собеседования, нельзя задавать вопрос: «Я вам подхожу?» Даже если вы понравились, скорее всего, у интервьюера есть еще несколько человек, с которыми он планирует встретиться, чтобы выбрать лучшего. Вместо этого лучше скажите, насколько вам интересна вакансия и как сильно вы хотите ее получить.
После прохождения собеседования интервьюер, возможно, продолжит с вами непринужденный разговор на отвлеченные темы или начнет говорить «по душам». А именно поделится своей проблемой и будет ждать вашей реакции. Оставайтесь профессионалом и не попадайтесь на эту удочку.
Не забывайте, что вы на собеседовании и подобные уловки — лишь способ узнать вас лучше, так что не расслабляйтесь, держите себя в руках и тактично отвечайте на вопросы. Если не знаете, как реагировать, вежливо извинитесь и скажите, что вам пора идти.
Если вы были приглашены на собеседование с работодателем через кадровое агентство, непременно сообщите в любой удобной для вас форме о том, что встреча прошла, и достигнутых договоренностях (например, что вас ожидает следующий этап собеседования, или вакансия вам не подходит, или что вы ожидаете решения в определенный срок). Не пытайтесь связываться с работодателем напрямую: во-первых, это неэтично по отношению к кадровому агентству, которое вас пригласило, во- вторых, работодатель может быть раздосадован излишним вниманием (вы не единственный кандидат, будьте уверены).
НЕМНОГО О ДЕТАЛЯХ
В престижных зарубежных школах, помимо стандартных дисциплин, которые пригодятся студентам в их будущей профессии, обучают также этикету: как держать приборы, что можно, а что нельзя заказывать во время переговоров и т. д. Вот самые важные детали, на которые стоит обратить внимание.
-
Не отвлекайтесь на гаджеты во время собеседования. Ресторатор может воспринять это как неуважение, а для него важно знать, что в данный момент все ваше внимание сосредоточено на нем и его проекте.
-
Опрятный полуделовой стиль одежды (не слишком формальный и не очень свободный) говорит о вас как о профессиональном сотруднике.
Собеседование — важнейший этап на пути к работе, о которой вы мечтаете. И от первого интервью во многом будет зависеть ваша дальнейшая карьера. Так что уделите ему должное внимание.
20/08/2019