персонал |  Июнь 2018

Шеф-повар: партнер или наемник?

Александр Котюсов о современной профессии шеф-повара и его роли в успехе ресторана

Шеф-повар: партнер или наемник?

Недавно в одном из наших ресторанов уволился шеф-повар. Причина банальна — через дорогу открылось новое заведение. Их кадровая служба стала искать себе шефа, добралась и до нашего. Предложили на десять тысяч больше плюс гипотетические проценты от продажи. Он снял фартук и написал заявление.

Не отпускать? К тем десяти дать еще пять сверху? А за что? Хороший шеф? В принципе, неплохой, но не звездный. Зарплата, которую у нас получает, в самый раз по его мастерству. Он и сам понимает, что торговаться — себя не уважать, а потому честно говорит: ухожу. Жалко, конечно, силы вложены в него. В Москву посылали, по ресторанам разным водили, к Новикову, к Раппопорту, да и не только. Не в смысле на выставку через стекло, а по- серьезному — ходи, изучай, тренды улавливай. На стажировку хочешь — пожалуйста, на обучение — мы только рады. Перспективы? Есть, конечно, но ты молод еще, учись, развивайся, будем присматриваться. Но эти все разговоры теоретическими оказались. Десять тысяч большее значение имеют.

Впрочем, не об этом речь. Нам срочно надо проблему решать — впереди лето, футбольные болельщики со всего мира приедут, новый шеф нужен. Закручинились мы, но тут управляющий на выручку пришел. Не беда, говорит, у меня су-шеф сильный, давно хотел его на повышение. Подтянуть немного в организационном плане, в дисциплине, карты чтобы технологические составлял грамотнее — и все в порядке. Так что готовый шеф у нас в ресторане, не надо никого искать. Выдохнули мы, пошли с будущим шефом разговаривать. Руку жмем: принимай кухню, бери все в управление, надеемся, не подведешь. Да, ответственности больше, чем сейчас у тебя, так и зарплата выше в два раза. Хлопаем по плечу, а он в ответ: стойте-стойте, не хочу. Как так? А так. Нет желания у многих су-шефов и поваров подниматься по служебной лестнице.

Кажется, что каждый повар заинтересован в профессиональном росте, но вот только желание такое далеко не все испытывают, многим и не нужно все это. И ладно бы только женщинам — им семью создавать, карьера часто не на первом месте, так ведь и мужчинам тоже. Почему, спрашивается? Ответ прост до безобразия — мало кто хочет брать на себя ответственность. Слишком велика она и, положенная на кухонные весы, перетягивает и рост зарплаты, и карьеру, и уважение профессионального цеха. Вставать ни свет ни заря, ругаться с поставщиками, привезшими некачественную продукцию, придумывать новые блюда, калькулировать, читать профессиональную литературу, в конце концов проводить ночи в Instagram не на профилях Роналду и Ольги Бузовой, а в изучении подачи блюд лучших российских поваров. Да и график работы другой — не два через два, а полная рабочая неделя. И в пятницу вечером, когда все друзья — по пиву, надо в ресторан бежать, там «запара». Но су-шеф к такому не готов. Собеседование закончено, занавес. Хорошо хоть не все такие.

Так получилось, что советская школа подготовки поваров в регионах не смогла адаптироваться к современным тенденциям. Обучение нередко до сих пор проходит на технике, оставшейся с советских времен, современная же познается уже непосредственно в ресторанах, где молодые специалисты проходят обкатку. Педагоги также зачастую остались еще с тех времен, когда на весь город было всего пять ресторанов. Сами они прошли хорошую школу, вот только ощущать изменения кулинарной моды им сложно. Недавно я провел блицопрос среди молодых, популярных нижегородских поваров на тему, кто из них преподает в колледжах, училищах. Пожали плечами: нет, не приглашают.

А посему выпущенный из кулинарного техникума специалист должен рассчитывать прежде всего на себя. Сегодня у молодых и амбициозных людей (слава богу, такие еще остались) существует простой механизм профессионального роста. Поработать несколько лет в регионе, набить руку в профессии и — в Москву. Постучаться в известные рестораны, пройти собеседование, занять вакансию повара холодного или горячего цеха, снять квартиру за Третьим кольцом и работать. И ничего, что зарплаты (хоть она в разы больше региональной) на достойную жизнь может не хватить, главное, что именно таким способом строится карьера. Поработать в одном столичном ресторане, другом, третьем — и вот ты становишься уже по-настоящему достойным кандидатом на должность су-шефа, а то и даже шеф- повара практически любого провинциального предприятия общепита. Яркие названия заведений в трудовой книжке способны на собеседовании вызвать уважение любого работодателя. Осталось лишь показать свои навыки, предъявить то, чему тебя научили в столице, и не ударить в грязь лицом на кухне. И тогда тебе открыты все дороги в этой крайне востребованной сфере. Впрочем, половина поваров из Москвы не возвращается — столица забирает лучших.

Выбрать в регионе из скудного списка шефов того единственного, за которого можно и нужно держаться, дело крайне сложное.

Не секрет, что залог успеха любого ресторана — профессиональный и креативный шеф. Он — фундамент финансовых достижений заведения. Все уже остальное — местоположение, удачная концепция, имя хозяина, обслуживание, ценовая политика и прочее. Если вкусно, ходить будут. Если нет, никакие другие факторы не спасут. Шеф обязан быть творческим, амбициозным и неленивым. Вот тогда имеет смысл говорить с ним о будущем, растить из него звезду, делать имя, размещать его портреты в журналах, заваливать Instagram приглашениями на его сеты, договариваться с местным телевидением о программе с его участием, разговаривать о различных механизмах интеграции в бизнес, будь то учредительство, опцион или просто мотивационная сетка.

Но, прежде чем начинать это делать, надо убедиться в том, что ему самому это необходимо, понять, что он лично готов взять на себя часть той ответственности, которая лежит на собственниках ресторана.

Опубликовано:
13/06/2018

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.