Январь 2015

Образование персонала — дело рук ресторатора

Миронов Сергей
Ресторатор, основатель ресторанов «Мясо & Рыба», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы

Семь лет назад, разбирая наиболее распространенные ошибки в ресторанном бизнесе, я объяснял владельцам: причина проблем чаще всего кроется в том, что в нашей стране отсутствуют отечественные специализированные школы управления предприятиями питания и, как следствие, нет единых правил и стандартов. Менеджеры и директора нигде не обучаются, а принимают решения по наитию или исходя из опыта работы в должности официантов и барменов. Поэтому и винить нужно не сотрудников, а самих себя.

На днях поймал себя на мысли, что и сегодня говорю практически то же самое. Почему? Ведь существует огромное количество учебных заведений для будущих предпринимателей индустрии питания. Да и сам я преподаю ресторанное дело в РАНХиГС. На рынке труда уже появилось множество молодых специалистов. И, по моему мнению, студенты, окончившие несколько курсов профильных вузов, могут принести больше пользы как менеджеры, чем имеющие лишь практический опыт официанты, которых повысили благодаря большому стажу. Заявляю об этом с уверенностью, так как ежегодно в моих заведениях проходят летнюю практику ребята из РАНХиГС. Конечно, они выгодно отличаются от обычного наемного персонала: полны энтузиазма, стремятся узнать что-то новое, выстраивают свою работу по стандартам ресторанного бизнеса. После обязательной практики некоторые из них изъявляют желание продолжить трудиться в свободное от учебы время, и я с удовольствием оставляю их.

При этом важно, чтобы обучающие институты ответственно подходили к вопросу о том, куда они отправляют студентов, ведь задача не отсидеть практику за стойкой ресепшн, а приобрести опыт и знания, окунуться в реальную жизнь ресторана. Нужно выбирать заведение с правильной системой управления, которая заложит в молодых людях фундамент их отношения к будущей профессии. Всегда с грустью смотрю на то, как популярный техникум направляет студентов отрабатывать завтраки в отелях. Чему может научить шведский стол и тем более что делать там целый месяц? Руководство института, конечно, обосновывает такой выбор места громким именем и имиджем отеля. Но цель ведь не в том, чтобы поставить галочку.

Помимо вузов существует множество учебных курсов, семинаров, профессиональной литературы. Почему же по-прежнему у нас в ресторанах работает неквалифицированный персонал? Наверное, потому, что мы, владельцы, сами это допускаем. Привыкли, что раньше не требовалось диплома о специальном образовании, что советская школа выпускала только технологов, и не можем переключиться на новую действительность, продолжая нанимать необученных работников. Более того, мы даже не пытаемся совершенствовать управленческий персонал, оставляя это в разделе самообразования. В действительности мало кто из сотрудников заинтересован в дальнейшем обучении: зачем тратить свое свободное время, если они и так занимают руководящие должности.

Я твердо убежден, что те знания, которые приобретаются на выставке «ПИР» в течение одного дня, не соберешь и за год. Ведь там можно увидеть технические инновации, услышать о нестандартных подходах к работе, познакомиться с новыми поставщиками. Проанализируйте, кто из ваших сотрудников посетил мероприятие и чем там занимался. Даже те немногие менеджеры, которых руководители загнали на «ПИР», вместо полезных контактов ищут знакомые лица, пьют кофе, обсуждают личные проблемы и уезжают с чувством выполненного долга. В этом году я решил взять под контроль посещение выставки моими работниками. Обязал всех заранее ознакомиться с расписанием семинаров и расположением интересующих стендов, выбрать мероприятия и экспозиции строго в соответствии со своей специализацией. А менеджеру по закупкам дал распоряжение провести там полных три дня, собирая информацию. После «ПИРа» в свободной форме получил обратную связь от каждого сотрудника. 

Вопрос об образовании персонала ресторатор должен ставить сам, причем иногда в принудительной форме, объясняя, чему именно следует учиться и каких результатов добиваться. Приведу пример из собственной практики. Достаточно опытный сотрудник, занимавший длительное время должность старшего менеджера на одном из моих предприятий, не успел получить задание на «ПИР», так как находился в отпуске. Когда я поинтересовался, какие мероприятия он посетил, выяснилось, что весь день он просидел на одном из стендов, где происходило скорее stand-up шоу, чем обучающий семинар. Безусловно, там было веселее и интереснее, чем у других опытных рестораторов. Учеба чаще всего процесс скучный. Пришлось директивно направить этого менеджера на выставку на следующий день, дав четкие указания, что необходимо посмотреть.

Персоналом надо управлять даже в вопросе образования, не пуская ситуацию на самотек. И не забывайте, что в ресторанном бизнесе должны работать специалисты.


Опубликовано:
11/01/2015

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.
https://www.high-endrolex.com/3