Июль 2011

Хорошее начало

Миронов Сергей
Ресторатор, основатель ресторанов «Мясо & Рыба», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы
В своей работе, ориентированной на антикризисное управление, мы часто сталкиваемся с тем, что ресторан не приносит прибыли. И не всегда в этом виноват только плохой менеджмент. Часто роковые ошибки, приведшие к плачевным последствиям, были допущены уже на этапе открытия, и именно они не дают возможности вывести ресторан на приемлемые показатели. В нескольких последующих статьях я хочу обратить внимание на некоторые основные просчеты, которые рестораторы совершают на начальных этапах создания заведения, и те в дальнейшем оказывают пагубное влияние на весь бизнес. Итак, с чего начинается ресторан?
Модное нынче слово “концепция” часто, увы, понимают неправильно. Концепция – это не просто “демократичный ресторан европейской кухни” или “гастрономический французский ресторан”, а целая система, сочетающая в себе все составляющие части будущего заведения. Разработать детальную концепцию ресторана – значит сформировать целостное представление о взаимодействии всех компонентов: расположения, кухни, гостей, интерьера, ценовой политики, официантов и прочего. Оформленная концепция – половина успеха. Ясное понимание того, что именно и для кого вы хотите открыть, является тем фундаментом, без которого невозможно построить успешное заведение.
Вот аспекты, которые необходимо учесть, разрабатывая концепцию будущего ресторана.
Подбор помещения. Существуют два подхода к решению этого вопроса. В первом случае вначале вы придумываете концепцию, а дальше, исходя из необходимых параметров для ее реализации, ищете под нее помещение. Второй вариант: в вашем распоряжении оказалось помещение, пригодное для открытия ресторана, и вы начинаете думать, какую концепцию можно под него подстроить. Для одиночных ресторанов в Москве в связи с ограниченностью мест для аренды предпочтительнее второй способ. Одной из распространенных ошибок на старте является несоответствие выбранной концепции и помещения. Я сталкивался с ситуацией, когда в элитном спальном районе открывалось молодежное кафе, рассчитанное на большую проходимость, и местные жители, приезжая вечером домой, недоумевали, для кого работает это непонятное заведение. Или другая крайность: на улице с бешеным пешеходным трафиком, в прямой видимости от метро открывается дорогой гастрономический ресторан. Видимо, расчет делается на то, что его гости будут острее чувствовать свое превосходство, наблюдая из огромных панорамных окон за вечерней пробкой перед входом в подземку.
Для каждой концепции есть свое идеальное расположение. Для фастфуда – у станции метро и на проходимых улицах. Для демократичного ресторана – по соседству с бизнес-центрами и вузами, в густонаселенных спальных районах или маленьких переулках в центре. Для гастрономического заведения – опять же в историческом центре города, в элитных районах и в иных местах, ассоциирующихся с утонченностью и качеством жизни (дорогой ресторан не должен находиться в одном здании с хозяйственным магазином или социальным гастрономом, авторемонтной мастерской или проходной завода).
Не стоит переплачивать за аренду помещения на оживленной улице, если вы хотите открыть маленький уютный ресторанчик, – вас вполне устроит вторая линия. При этом фастфуд может не беспокоиться об удобной парковке или наличии парковки вообще – ему нужны пешеходы в отличие от уютного ресторана, куда гости могут приехать на машине и провести в заведении несколько часов.
Далее, вы должны четко понять, на кого будет рассчитан ваш проект. У каждого заведения есть свой гость, чувствующий себя комфортно именно в этом месте, которое соответствует его ценностям, интересам, привычкам, стереотипам. В ресторан приходят не только вкусно поесть, но и сменить обстановку, отдохнуть после напряженного рабочего дня, пообщаться и повеселиться с друзьями, произвести впечатление на деловых партнеров, подтвердить свой статус, “людей посмотреть, себя показать” – в общем, каждый со своей целью. Все это необходимо четко представить себе, прежде чем двигаться дальше. К сожалению, в случае непонимания целевой аудитории вы рискуете открыть арт-кафе для богемы, а в окна будут заглядывать только недоумевающие клерки в обеденное время и перепугано идти дальше, увидев внутри разномастные стулья, скандальные фотографии на стенах и свисающие с потолка металлические инсталляции.
Когда вы поймете, на какую публику рассчитан ресторан, вам будет гораздо проще подобрать место для него. Определившись с помещением и концепцией, не забудьте про основной вопрос – экономическую составляющую вашей затеи. Сядьте и скрупулезно просчитайте все финансовые стороны проекта. И это касается не только первоначальных вложений. Сопоставьте ежемесячные расходы и предполагаемые доходы, обратите внимание на оборачиваемость столов, зарплату персонала, себестоимость, средний чек и другие основополагающие ресторанные показатели. Если не провести этих расчетов, итог может оказаться фатальным. Вы либо получите полупустой ресторан, либо, что гораздо хуже, битком набитое посетителями заведение, которое не приносит дохода. При всем внешнем благополучии ресторан уходит в минус. Низкая оборачиваемость столов в связи с тем, что пришедшие гости сидят весь вечер, не позволяет получить высокую выручку. Небольшая наценка из-за необходимости следовать концепции не дает достаточной прибыли. А значительная арендная плата в итоге съедает все те доходы, которые удалось получить. И если в случае с полупустым рестораном еще можно что-то предпринять для улучшения ситуации и “нагнать” в него людей, то при неправильно выстроенной экономике без изменения концепции сделать уже ничего не удастся.
Ресторатор придумал интересный проект, реализовал все свои идеи, столики забронированы на две недели вперед. Он принимает поздравления от друзей и… подсчитывает убытки. А ведь если изначально отбросить розовые очки и просчитать бизнес-план проекта, то во многих случаях можно было бы сразу понять его экономическую несостоятельность для данной концепции в данном помещении.

Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.