Июль 2011

Про кидал

Тема сегодняшнего разговора с читателями выглядит, возможно, несколько странной для ресторанного сообщества, но последний мой опыт общения с нашими поставщиками явился побудительным мотивом выделить ее как одну из серьезных внутренних проблем отрасли.

С ухим канцелярским языком она обозначается как «невыполнение договорных обязательств». Но есть более четкое понятие, родом из девяностых — кидалово.

О чем это, спросите вы, и при чем здесь наши дорогие поставщики? Они нас душат ценами, мы с ними боремся, выбиваем скидки, отсрочки и много чего еще. Боремся, скрипим, но платим, так как не платить по договорам нельзя.

При этом на сегодняшнем рынке индустрии питания проблема неплатежей ресторанов, кафе и прочих типов и видов общепита разрастается в масштабах, значимых для функционирования бизнеса поставщиков.

Ситуация близка к критической — с учетом возрастающих рисков неплатежей изменяются и цены на отпускаемые товары. И чем неплатежей больше, тем сильнее соблазн включить возможные потери в стоимость. Их, поставщиков, тоже можно понять. Они-то чем виноваты в неплатежеспособности, неконкурентности и прочих «не» ресторана. Это не их бизнес.

Кто-то может мне возразить: ресторанный бизнес имеет высокие потенциальные риски, далеко не все предприятия питания переживают даже один год, и, выходя со своим товаром на данный рынок, нужно быть готовым к неприятностям.

Все так. Но я сейчас не о тех, кто «добросовестно» разоряется и уходит с рынка, а о тех, кто «плавает» по нему и считает возможным не платить по счетам.

Да, действительно, даже у великих рестораторов и известных брендов не все предприятия питания одинаково успешны. Есть и неудачи, и откровенные провалы. Но разорение и гибель проекта — это проблема автора проекта и инвестора. И все. Это их риск и их ответственность.

К сожалению, в последнее время она ненавязчиво перекидывается на плечи других, и прежде всего — поставщика. Почему? Да потому, что на вопрос, можно ли запустить ресторан в долг, есть ответ — да! Набрать продуктов, расходников, посуды и т.д. и т.п. и пообещать заплатить. А «обещать — не значит жениться».

Следующим этапом является неспособность ресторана оплатить поставленный товар, затем закрытие и ликвидация юридического лица. А долги-то остаются. Ликвидация юрлица вообще стала излюбленным инструментом подобных игр. Предприятия нет — и не к кому предъявлять претензии. У меня на памяти десятки рассказов о выигранных поставщиками судах, которые в итоге заканчиваются их же расходами на судебные войны. А в итоге-то что? Нет предприятия — и нет проблем у предприятия.

Причем попадают в такие ситуации не только мелкие фирмочки (их кидают вообще жестко и без объяснений). Эта проблема актуальна и для крупных компаний-поставщиков. Рекомендую полюбопытствовать на сайте ФРиО, кто является нашими членами. Практически все поставщики продуктов питания в голос рассказывают о случаях пирровых побед в судах.

Но самое интересное в этой истории дальше. Ликвидированное юридическое лицо-то берется не из ниоткуда. Есть его учредители, есть топ-менеджмент, а также есть бренды, стены и различное техническое оборудование. Так вот, верхом этого театра абсурда является возникновение на старых, неприбыльных местах новых предприятий питания, с новыми юридическими лицами, но со старым менеджментом, учредителями и порой — брендами и названиями. И при этом никакой ответственности по старым долгам.

Известнейшая компания, поставщик море- и рыбопродуктов «Л…» выиграла суд у известного члена профессионального сообщества «А…» по факту ликвидации проекта на Рублевке. И ни-че-го не получила. Московская компания «М...», выиграв не один суд у фирмы «К…», не может никак собрать денег с предприятий питания.

И это становится почти системой. Более того, один из таких кидал выступает на семинарах с лекциями о развитии бизнеса. Вот уж действительно есть чему человеку других поучить.

Я на «ПИРе» пойду на одну такую лекцию. Причем пойду с представителями тех компаний, которых кинули. Любопытная сценка предполагается. Чем не театр. Лет этак 8–10 назад я подобную сценку уже видел. На одном из торговых форумов выступали представители компании, владеющей брендом «Р…». Не успело это выступление «об успехах» начаться, как тут же из зала раздались голоса: вы долги-то отдайте, а потом уже о достижениях рапортуйте. Что-то я этого бренда больше в столице не вижу.

Как бороться с кидаловом? Честно говоря, не знаю. Долги — тема тонкая. Коллекторские агентства предлагают услуги. Но как-то народ не тянется к ним. Много негативной информации по технологии их работы, да и формальное прикрытие во всех подобных случаях идеальное — ликвидация юрлица. Тут и агентство может попасть в оборот и ненужную историю с ОБЭП. Да и опыт приснопамятных девяностых по выбиванию долгов сформировал стойкую отрицательную реакцию на посредников в этом деле. Казалось бы, идеальный вариант — решение спора через суд. Но, как было сказано выше, не работает. Решение есть, а денег нет.

Но что-то делать надо. И вот от одного из наших рестораторов поступило предложение: в подобных случаях надо вести речь о репутационной составляющей. Являясь одновременно ресторатором и поставщиком и попав в подобную ситуацию, в частности, выиграв в суде и не получив ни гроша, он теперь рассказывает коллегам о «порядочности» в делах одной известной персоны.

Выход ли это из положения? Возможно. Необходимо сделать доступными списки организаций и физических лиц, причастных к подобного рода действиям, — есть и такое мнение. Решение данного вопроса мы предлагаем коллегам рассмотреть в рамках ФРиО и, возможно, использовать для размещения «черных» списков на сайт ФРиО.

Идея неоднозначная. Давайте ее обсудим. Возможно, у вас, уважаемые читатели, есть свои истории и предложения по данному вопросу. Подумаем вместе. 

Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?