франчайзинг |  Сентябрь 2019

Стагнация на руку

Российский рынок интересен зарубежным рестораторам

Стагнация на руку
soiyak.jpgВ этом уверена генеральный директор EMTG, организатор выставок франшиз BUYBRAND Екатерина Сойак. В условиях падения доходов населения на рынке франчайзинга идет перераспределение инвестиций, которое, впрочем, не сказывается на положительной динамике. В сегменте HoReCa появляются новые игроки — как зарубежные, так и региональные, способные расшевелить индустрию общепита.

С МИРУ ПО ФРАНШИЗЕ

Что происходит в сегменте HoReCa с франчайзингом? Растет или падает количество предложений?

Число российских франчайзинговых компаний увеличивается на 15% в год, при этом остается немалый потенциал для роста. Увеличивается также интерес к российскому рынку со стороны иностранных франчайзеров. Учитывая, что развитие франчайзинга как в мире, так и в России началось именно с ресторанной индустрии, количество предложений в сегменте HoReCa демонстрирует положительную динамику.

Вы говорили, что владельцы франшиз взяли курс на общую оптимизацию инвестиционной составляющей своего бизнеса, то есть покупателей ждут более выгодные и интересные предложения?

Это не значит, что предложения стали дешевле. В условиях высокой конкуренции и общего падения покупательской способности населения франчайзеры пересматривают форматы франшиз в пользу тех, которые требуют меньших глобальных инвестиций. Это, кстати, делает выбор локаций гибче, что также снижает порог капитальных вложений для франчайзи.

Каких франшизных предложений в сегменте HoReCa сегодня больше — стритфуда, фастфуда, casual?

Стритфуд — тот формат, в котором пробуют себя многие рестораторы, до сих пор работавшие в фастфуде или формате casual. Один из франчайзеров представит на осенней выставке франшиз BUYBRAND Expo франшизу нового для себя формата — фуд-трака. Однако развитие стритфуда в России осложняется отношением к нему региональных властей. На федеральном уровне такую форму общепита приветствуют, но в отдельных регионах правила работы подобных точек пока четко не определены. Законодательное урегулирование их деятельности — сложный процесс. Поэтому наибольшее количество предложений сейчас все же в фастфуде и в сегменте casual.

Выходили ли за последний год на российский рынок иностранные франшизы в сегменте общепита?

Да. Например, канадская сеть Copper Branch презентовала на мартовской выставке франшизу вегетарианских ресторанов. Казахстанская лапшичная Lanzhou, открывшая в мае собственную точку в Москве, представит свою франшизу на BUYBRAND Expo — 2019. Там же будут презентованы сразу четыре франшизы в сегменте общепита из Малайзии: от сети рыбных ресторанов Manhattan Fish Market, пекарен RotiBoy, кафе холодных напитков TeaLive и от одной из крупнейших малайзийских сетей ресторанов быстрого питания Marrybrown. В целом российский рынок, как я уже говорила, интересен для зарубежных рестораторов. У нас есть много незанятых ниш в сегментах национальных кухонь, и иностранные франчайзеры захотят этим воспользоваться.

Можно ли говорить о том, что наблюдается тенденция выхода на столичные рынки региональных концепций и франшиз?

Эта тенденция наметилась еще весной: если раньше мы видели региональную экспансию федеральных франшиз, то сейчас все больше ощущается присутствие региональных франшиз на столичном рынке. На предстоящей выставке мы познакомимся с брендами из двадцати одного региона, не считая Московского, при этом десять из них будут представлены коллективными стендами, когда франшизы предлагает не один, а сразу несколько франчайзеров. Только из Удмуртии у нас десять брендов!

ЧТО РУССКОМУ ХОРОШО…

Нередко приходится слышать, что кризис — лучшее время для развития франшизы. Так ли это? И как надо действовать, когда на рынке стагнация?

Так и есть. Внимание к франчайзингу всегда растет в кризисных условиях, потому что, сталкиваясь с трудностями, бизнес в России ищет способ развиваться с наименьшими затратами и рисками. Причем это справедливо как для франчайзера, желающего расширяться, так и для франчайзи, который стремится инвестировать.

Однако универсального рецепта, как именно надо действовать во время кризиса, нет. Бизнес очень разнообразен: когда у одних стагнация, другие могут быть на подъеме. Все зависит от сферы деятельности и окружающих условий. Знаете, как говорят: что русскому хорошо, то немцу смерть. И наоборот. Не хочу ничего дурного сказать про немцев, но суть вы поняли: для каждого бизнеса благоприятны определенные условия. Сегодня, чтобы привлечь клиентов, все выкручиваются по-своему. В частности, тем, кто работает в сегменте HoReCa, ради сохранения стоимости меню приходится его оптимизировать.

Когда наступает время развивать бизнес по франшизе?

Зачастую запрос на разработку франшизы приходит извне, то есть спрос формирует предложение. Если на рынке возникает интересный, оригинальный концепт и его замечают — сразу появляются желающие работать под этим брендом. Они приходят к его владельцу и просят создать франшизу.

Обратная ситуация, когда предприниматель сам принимает решение расширить свой бизнес и ему приходится определяться, как именно это сделать: развивать ли собственную сеть, вкладывая силы и время в открытие и ведение каждой новой точки, либо один раз инвестировать в создание франшизы, с тем чтобы потом продать свой опыт кому-то еще и получать регулярный доход от деятельности партнера. Есть немало примеров, особенно в ретейле, когда крупная компания не продает франшизу и предпочитает развивать исключительно собственную сеть, потому что ей это выгодно и она не хочет делиться своей долей на рынке. В то же время многие компании из сферы услуг, напротив, предпочитают развитие по франшизе, потому что управлять таким бизнесом на расстоянии довольно проблематично.

К ЦЕЛИ С РАЗНЫХ СТОРОН

Существует мнение, что у франчайзи чаще случаются косяки и накладки, так ли это?

Конечно, нет. На самом деле зачастую ситуация обратная: франчайзинговые точки работают лучше и качественнее, нежели собственные, особенно если речь идет о крупной сети. Дело в том, что управлять своей сетью и контролировать соблюдение всех стандартов в каждой точке сложно. А франчайзи, имеющий одно заведение, вкладывает в него душу и имеет возможность внимательно следить за всеми мелочами.

Что касается накладок, то суть качественной франшизы как раз в том и состоит, чтобы их предотвратить. Для этого франчайзер предоставляет партнеру все необходимые материалы, помогает найти и обучить персонал, впоследствии осуществляет контроль качества и следит за соблюдением стандартов, прописанных в условиях франшизы. А за нарушения может наказывать штрафами или налагать иные санкции согласно заключенному договору.

Много ли стало на рынке франшиз недобросовестных продавцов, тех, кто слишком рано вышел на рынок предложений?

Ранний выход не признак недобросовестности. Качество франшизы определяется ее наполнением, а не «возрастом» франчайзера. Под наполнением я подразумеваю не только прописанную бизнес-модель, брендбук и стандарты, но и наличие зарегистрированного товарного знака, права работать под ним, зафиксированного в договоре коммерческой концессии, а также какого-либо ноу-хау или доступа к поставщикам (производству) эксклюзивного продукта (услуги). И конечно, очень важен объем сопровождения, которое франчайзер оказывает франчайзи как на этапе запуска, так и в дальнейшем.

Как обезопасить себя от покупки «некачественной» франшизы?

Все зависит от того, что имеется в виду под некачественной. Если говорить о бизнесе, который может прогореть, то здесь очень многое зависит от деятельности самого франчайзи и его понимания положения на рынке, потребностей клиента, уровня конкуренции и собственных возможностей. Ресторан даже по самой раскрученной всемирно известной франшизе может разориться. При этом франшиза — самая что ни на есть качественная и входит в мировые топы (недавний пример — питерский франчайзи Subway Russia, которому предъявлен иск от франчайзера из-за невыплаченных роялти). Решающую роль могут сыграть отношения с арендодателем и выбор локации — затраты на аренду составляют бóльшую часть расходов франчайзи.

Задавайте вопросы, общайтесь с действующими франчайзи. Ищите тех, кто уже успел поработать больше года — за это время можно проверить качество франшизы. Обратите внимание на наличие и количество собственных точек бренда. А если решитесь на покупку, скрупулезно читайте договор. Невнимательность к условиям сделки и подписание бумаг не глядя — одна из основных причин конфликтов между франчайзи и франчайзером. Причем выигрывают в этих конфликтах, как правило, не франчайзи.

Вы открыли в рамках выставки «Школу франчайзинга». Какие задачи решает проект?

Школа предназначена для тех, кто нацелен на долгосрочное развитие своего бизнеса и для этого хочет разработать франшизу. Проект решает две основные задачи: уберечь будущих франчайзеров от фатальных ошибок, с одной стороны, и помочь им создать по-настоящему качественные франшизы — с другой. Под качественными я подразумеваю франшизы, которые обеспечат долгосрочное и успешное развитие бизнеса по самым высоким стандартам как владельцу пакета, так и его партнерам. Мы преследуем цель помочь бизнесу развиваться, но при этом хотим, чтобы данное развитие шло по правильному пути.

Опубликовано:
26/09/2019

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?
https://www.high-endrolex.com/3